Л. М. Макарова, И. В. Мелихова, А. И. Зыбанова
НДОУ «Детский сад № 118 ОАО «РЖД»,
г. Самара, Россия
Производственная среда – это часть окружающей человека среды. Она включает природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью, так называемые вредные и опасные. Опасные – это факторы, способные при определённых условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма: химические, физические, биологические. Вредные – факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия: физические, физиологические, нервно-психические перегрузки.
Производственная среда дошкольного учреждения в большей степени вызывает нервно-психические перегрузки у педагогических работников, поскольку их деятельность относится к сфере «человек-человек», которая требует постоянного общения как с детьми, так и c родителями.
Наше дошкольное учреждение существует более 40 лет, из них 7 лет в составе ОАО «Российские железные дороги». В состав НДОУ «Детский сад № 118 ОАО «РЖД» входят три отдельно стоящих корпуса, каждый со своей материально-технической базой, образовательной средой.
Для сохранения работоспособности и здоровья работников деятельность НДОУ строится в соответствии с выработанными нормативными требованиями к условиям труда как государственными, так и корпоративными ОАО «РЖД».
Характер и организация труда, взаимоотношения в трудовом коллективе могут как благоприятно, так и неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека. Персонал детского сада – работники сферы услуг, которые характеризуются постоянными контактами с людьми, быстротой принятия эффективных решений, постоянным самоконтролем и, как следствие, эмоциональным напряжением. Другими словами, производственная среда любого образовательного учреждения насыщена стрессогенными факторами.
Кроме того, труд педагога – творческая профессия, а это наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объёма памяти, напряжения внимания, что ещё более повышает нервно- эмоциональное напряжение.
Таким образом, можно сделать вывод, что снижение и профилактика вредности нервно-психических перегрузок – одна из основных задач по организации благоприятной производственной среды педагогов.
Профессиональный кризис и длительный рабочий стресс приводят к синдрому профессионального (или эмоционального) выгорания.
Впервые этот термин ввёл в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденберг для характеристики состояния здоровых людей, которые работают в системе «человек-человек». Профессор Калифорнийского университета Кристина Маслач разработала научный подход к изучению проблем профессионального выгорания, рассматривая её как трёхкомпонентную систему, которая включает:
- Эмоциональное истощение (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение).
- Деперсонализацию (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим).
- Редукция личных достижений (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим).
С целью выявления факторов и дальнейшей профилактики эмоционального выгорания у педагогов в профессиональной среде дошкольного образовательного учреждения нами было проведено исследование данного феномена. В эмпирическом исследовании приняли участие 29 педагогов НДОУ «Детский сад № 118 ОАО РЖД». В качестве методов исследования были выбраны две методики: «Синдром выгорания» К. Маслач и «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» Т. Л. Бадоева (степень удовлетворённости трудовой деятельностью мы рассматривали как фактор эмоционального выгорания).
Психологическая диагностика эмоционального выгорания у педагогов выявила средний уровень формирования эмоционального выгорания у 100 % исследуемой выборки. Это говорит о том, что синдром эмоционального выгорания может иметь тенденцию к повышению или снижению, что необходимо учесть при разработке профилактической программы для педагогов.
Одним из факторов эмоционального выгорания может являться неудовлетворённость трудовой деятельностью. Результаты диагностики этого аспекта показали, что 26,9 % педагогов – очень удовлетворены своей трудовой деятельностью, 65,4 % – в основном удовлетворены, и только 7,7 % – скорее удовлетворены своей трудовой деятельностью, чем не удовлетворены. Эти результаты говорят о том, что данный фактор в наименьшей степени влияет на эмоциональное выгорание педагогов этой группы. Вместе с тем диагностика позволяет выявить тенденцию и причины неудовлетворённости по некоторым критериям, которые также следует учесть в профилактической деятельности.
Поскольку, наше дошкольное учреждение поставило перед собой задачу повышения качества производственной среды, важно, чтобы профилактика эмоционального (профессионального) выгорания придерживалась принципа системности. Это достигается в результате совместных усилий не только психолого-методической службы, но и инструктора по физическому воспитанию, которые совместно разрабатывают целый комплекс психофизических упражнений, способствующих снижению эмоционального выгорания у педагогов. Профилактика профессионального выгорания возможна также при условии постоянного повышения квалификации педагогов на рабочем месте – это система, которая представлена в схеме (рис. № 1).

Курсы по повышению квалификации, семинары, практические занятия дают возможность поделиться опытом и подчерпнуть что-то новое для своей творческой работы и профессионального роста.
В детском саду c целью повышения профессионализма проводятся ежегодные различные конкурсы по профмастерству среди сотрудников: «Воспитатель года», «Младший воспитатель года», «Лучший проект года».
Конкурсы ежегодные, но форма проведения меняется в соответствии с новейшими требованиями и современными технологиями, в том числе информационными, что также стимулирует интерес и творчество. Подведение итогов конкурса проводится в торжественной обстановке с эмоциональным стимулированием (диплом, грамота) и материальным поощрением, что, безусловно, отражается на мотивации сотрудников к труду.
Для создания комфортного микроклимата мы проводим психологические тренинги, а корпоративные мероприятия за пределами учреждения помогают сплочению коллектива. Так, ежегодно организуются различные экскурсии, поездки по Волге, лыжные прогулки по зимнему лесу, спортивные игры на свежем воздухе и т. п., что не только способствует эмоциональной разгрузке и общению в неформальной обстановке, но и укреплению здоровья в целом.
Физическая нагрузка – прекрасная возможность сбалансировать психо-эмоциональный фон, укрепить здоровье сотрудников. Такую возможность даёт организация группы здоровья. Аэробика под музыку с элементами танца и стретчинга, упражнения на растягивание – полезны и необходимы всем, независимо от возраста и степени развития гибкости.
Таким образом, успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека при обязательном учёте психо-физиологических основ умственного и физического труда, проведение необходимых мер по повышению работоспособности организма, повышение квалификации на рабочем месте, способствуют созданию комфортных условий для педагогической деятельности работников, а значит, и профилактике у них синдрома эмоционального выгорания.
Библиографический список
1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.,1999.
2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб., 2009.
3. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Вопросы психологии. – 1978. № ?
4. Охрана труда в образовательных учреждениях. – Самара, 2005.
5. Охрана труда и ОБЖ. URL: http://ohrana-bgd.narod.ru/bgdps1.html
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ (СанПиН 2.4.1.2660.10). – М., 2011.
7. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. – № 36. – М., 2003.