Как я воспринимаю свою работу? Только с энтузиазмом, вдохновением и ощущением творчества. Только так – когда работа ощущается как свободное искусство, правда многотрудное. И на сеансах, и вне их, то есть когда идет работа над клиентскими записями, а также над текстами статей и публикаций. Я рада, что получается стабильно сохранять такой подход каждый день своей уже продолжительной практики.
Нашим делом через «не могу» и «не хочу» нельзя заниматься. Да, бывает тяжело, когда высокая плотность сеансов, недостаточно времени, чтобы восстановиться, отдохнуть; случаются внезапные личные события, не всегда приятные, а в этот день, например, уже назначен приём, и в сжатые сроки нужно адаптироваться и настроить ровные эмоции, по-настоящему ровные.
На мой взгляд, основой для этого служит природная симпатия к людям вообще. Нужно, чтобы люди были искренне интересны. Важны, как ни банально это звучит, доброта и желание помогать, что-то вроде детских открытости и «любопытства» к людям. Эти качества должны быть обязательно. Без них очень сложно, наверное, работать много, интенсивно и качественно.
Стоит чуть-чуть возникнуть ощущению рутины, всё, считайте, что через неделю-месяц будет так называемое профессиональное выгорание: безразличие, эмоциональное истощение. Это страшно.
Специалисту помогающих профессий нужно уметь качественно работать с собственными эмоциями. Ведь каждый человек, который приходит на приём, так или иначе, приносит свои боль, страдания, переживания, страхи, тревогу, злость, уныние, неопределенность. И так раз за разом. И психотерапевт с этим материалом работает, это каждый раз интенсивное эмоциональное взаимодействие на горячие, болезненные темы. Также как стоматолог каждый день работает с зубами, а юрист – с документами. И нужно понимать, что так будет и через месяц, и через годы. Эмоции тяжелые, с ними нужно уметь взаимодействовать. И если не делать это внимательно, то может сработать механизм психологической защиты в форме частичного либо полного выключения собственных эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Встречается такой неудачный вариант способа защиты. Есть психологи, эдакие исследователи в латексных перчатках, которые отстраненно препарируют с формальным, функциональным отношением к людям. Но так ведь плохо получается. Собственно работы не получается, не происходит тогда волшебства изменений, не происходит контакта живого целительства. Для полноценной работы требуется свежее, искреннее восприятие каждого человека, его запросов и ситуации.
Эта заметка не призвана дать какие-то практические советы о способах, как развить одно и избежать другого. Здесь я делюсь своими мыслями о том, как это происходит у меня. Я очень рада, что уже долгое время мне сопутствуют постоянные воодушевление и интерес. Я боюсь представить, как может быть иначе: ведь с такой пустотой невозможно дальше работать, и идут насмарку годы обучения и опыта. Мне искренне жаль людей, с которыми это произошло.
Здесь я хотела бы предупредить людей, планирующих освоить профессию. В ней по определению присутствует высокий риск схлопотать эмоциональное истощение. Цифра огромная, самая высокая по сравнению с другими профессиями, также подверженными риску (врачи, учителя, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов) – почти 70-80% психиатров, психотерапевтов, психологов-консультантов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания (источник: http://health.mpei.ac.ru/sindrom.htm). Подумайте, почувствуйте себя, насколько вы готовы к такому напряженному психоэмоциональному аспекту работы, справитесь ли, есть ли внутри вас необходимые качества: эмпатия, терпение, спокойствие. Их, конечно, можно натренировать и накачать, но лучше, чтобы они были естественными. Я знаю, что очень часто причиной, побуждающей начать обучение, является желание решить собственные проблемы. Может, будет проще и целесообразнее обратиться к специалисту и пройти курс терапии, а не осваивать профессию самому. Не стоит пребывать в иллюзии, что работа будет заключаться в милых светских беседах с получением высокого гонорара по их завершении. Это далеко не так.
Я внутренне улыбаюсь и испытываю огромную благодарность, что желание и умение быть с людьми, разговаривать, вникать в их сложности, применять профессиональные навыки для их разрешения – у меня природные и стабильные. Я делаю это легко для себя. Даже не представляете, насколько лично меня это радует.
Как бы я ни была вымотана или ослаблена, и в те периоды я отчетливо чувствовала приближение серости, каждый раз я оставалась на живой «светлой стороне», как будто я крепко укоренена в ней. Внутренний огонь горит постоянно.
Для меня всегда было важным внимательно отслеживать, что, работая с людьми, я в правильном состоянии. Изложенные в этом посте размышления приводят меня к выводу о том, что, видимо, можно мне уже успокоиться, кажется, так всегда и будет.
Помню, мне мой друг сказал: «Когда ты рассказываешь про свою работу, неважно делишься ли ты своими успехами и победами или жалуешься, что что-то не так, как хочется – ты всегда воодушевлена, у тебя светятся глаза». Дай Бог, это так.
Записаться на индивидуальную консультацию психолога вы можете, позвонив по телефону:
+7 926 5349941 София.