Профилактика профессионального выгорания педагогов
Титан! На наш земной удел,
На нашу скорбную юдоль,
На человеческую боль
Ты без презрения глядел;
Но что в награду получил?
Страданье, напряженье сил
Да коршуна, что без конца
Терзает печень гордеца.
Дж. Байрон. Прометей.
"Мне нечего отдавать другим. Я истощен. Я выгорел"- как часто в наше время можно услышать эти слова. Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.
Профессиональное «выгорание» – это не тот термин, который стал неожиданно известным. Определение появилось в 1974 году и очень интересно переводится с греческого языка как "прекращение горения". Общий аспект включает физическое, эмоциональное, духовное, интеллектуальное, и межличностное истощение.
В течение последних трех десятилетий проблема исследования этого феномена встала особенно остро. Актуальность этой проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности работников «помогающих» профессий, так как данные профессии обладают огромной социальной важностью. Известно большое количество эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые оказывают негативное воздействие на труд работников «помогающих» профессий, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Также, «помогающие» профессии являются профессиями альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения профессионального выгорания.
Риску «выгорания» подвержены люди:
- перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;
- стремящиеся к непременному успеху;
- не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;
- уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.
Изучая «выгорание» у профессионалов, психологи выяснили, что данное явление «инфекционно»: те, кто подвержен синдрому эмоционального сгорания, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».
Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания:
- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности;
- беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость;
- не всегда разумная организация труда;
- невнимание к своему здоровью.
Причины и последствия профессионального выгорания происходят на всех уровнях: от физиологического до социального. Наиболее эффективным является создание общей стратегии, включающей в себя методы разных уровней воздействия, учитывая особенности развития профессионального «выгорания» в данной рабочей среде.
Мы предпочитаем верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
Предлагаем Вашему вниманию литературу из фонда ИПКиПРО УР, посвященную профессиональной адаптации и профилактике «выгорания».
Адлер А.
Наука жить.- К.: Port-Royal,1997. -288с.
Эта книга (в которую вошло наиболее популярное произведение Адлера «Наука жить» и ряд известных статей) на примерах показывает, какие опасности поджидают человека в выборе образа жизни.
Безносов С.П.
Профессиональная деформация личности. – СП.б.: Речь, 2004. – 272с.
В книге проанализирована чрезвычайно актуальная, но до настоящего времени малоизученная проблема профессиональной деформации личности. С привлечением обширного теоретического материала рассматриваются три основных направления исследования данной тематики.
Бикеева А.
Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А.Бикеева. – Ростов н/Д :Феникс,2005. – 348с.
Эта книга – жизнеутверждающая философия успешного учителя – оптимиста. Эта книга – призыв быть успешным и позитивным учителем и, соответственно, счастливым человеком. В ней содержатся простые советы и рецепты учителям, уставшим от своей работы, от жизни, от себя. Автор предлагает нехитрые способы, как можно стать успешным и счастливым человеком в нашей современной жизни.
Гримак Л.П.
Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат,1989. – 319с.
В книге в популярной форме излагаются научные данные, характеризующие возможности и закономерности самоорганизации и самопрограммирования психической деятельности, раскрываются пути их использования, даются полезные практические рекомендации.
Завязкин О.В.
Самоконтроль и саморегуляция. – Д.: Сталкер,1998. – 320с.
Вместе с героями книги – семьёй Кривцовых – вы узнаете о том, как тесно взаимосвязаны психика и здоровье, как можно управлять своим настроением и самочувствием, а также много других, интересных и полезных, сведений о нашем внутреннем мире.
Демьянчук Р.В.
Как не сгореть у учительского стола: Советы психолога / Под. Ред. Проф. Л.М. Шипициной (серия «Психолгическая аука - школе»). – СПб.: филиал изд – ва «Просвещение»,2006. – 93с.
Если вы начинаете ненавидеть свою работу, если начинаете считать, что в этом мире нет радости, если Вам опротивели окружающие, - читайте эту книгу. Она про эмоциональное выгорание – особое дезадаптирующее состояние, формирующееся у специалистов, работающих в системе «человек – человек».
Киршбаум Э.И. , Еремеева А.И.
Психологическая защита. – М.: Смысл,2000. – 181с.
В книге описывается работа защитных механизмов психики человека в трудных жизненных ситуациях. Каждая техника защиты проиллюстрирована случаями из обыденной жизни, примерами из художественной литературы и практики психологического консультирования и психотерапии. Описание каждой техники сопровождается рекомендациями по преодолнию психозащитного поведения личности.
Лазарева Н.В.
Диагностика синдрома эмоционального выгорания.//
Школьные технологии. – 2009. - №1. – с.171
Митина Л.М. АсмаковецЕ.С.
Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Московский психолого – социальный институт : Флинта, 2001. – 192с.
Конкретные психотехнологические приёмы, предложенные в книге, направлены на развитие у учителя способности контролировать отрицательные эмоции, создавать у себя необходимое творческое эмоциональное состояние, насыщать педагогическое общение положительными эмоциями и чувствами.
Мерзлякова Д.Р.
Влияние педагога с синдромом профессионального "выгорания" на учеников.// Начальная школа + До и После. – 2007. - №8. – с.90 -91

Медиация, управление стрессом.// г. Управление школой. – 2008. - №16. – с.2 -37

«На горном перевале». Кризис профессиональных ожиданий, профессиональной адаптации. (Начало самостоятельной работы) //
Школьный психолог. – 2010. - №19. – с.24 -28

Тема номера : профессиональное «выгорание» педагога.//
Педагогический родник. – 2009. - №2.
Зависимость от работы. «Выгорание» : меры совладания. Профилактика и коррекция.

Цикл занятий и упражнений для психологической разгрузки детей и педагогов. // Школьный психолог. – 2009. - №5. – с.24 – 26.