Мой сайт Вторник, 17.06.2025, 09:34
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Март » 19 » Мультимодальная групповая психотерапия эмоцион�
23:30
 

Мультимодальная групповая психотерапия эмоцион�

Мультимодальная групповая психотерапия эмоционального выгорания Волобаев Виктор Михайлович

Диссертация - 15у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 6 у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Волобаев Виктор Михайлович. Мультимодальная групповая психотерапия эмоционального выгорания : диссертация ... кандидата медицинских наук : 19.00.04 / Волобаев Виктор Михайлович; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет"].- Москва, 2009.- 147 с.: ил.

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ З

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И

КЛИНИКО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 9

  1. История изучения 9

  2. Причины и механизм развития 17

  3. Клинические и психологические аспекты 23

  4. Дифференциальный диагноз 41

  5. Функциональный диагноз 47

  6. Психотерапия 57

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И

МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 67

  1. Общая характеристика обследованных 67

  2. Процедуры исследования 69

  3. Характеристика методов исследования . 72

ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЛЬТИМОДАЛЬНОИ

ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ СИНДРОМА

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 89

  1. Проверка критериев динамики 89

  2. Эффективность психотерапии-в динамических группах .. 90

  3. Изменение механизмов психологической защиты 119

  4. Эффективность психотерапии в зависимости от возраста, бтажа работы и профессии 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134

ВЫВОДЫ 140

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 142

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 143

ПРИЛОЖЕНИЯ 160

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена отрицательным эффектом, который «выгорание» оказывает на поведение профессионалов, во многих сферах деятельности. Наибольшее количество его последствий наблюдаются, у лиц помогающих профессий. Эти профессии имеют наибольшую социальную важность, так как обеспечивают общество условиями для своего дальнейшего воспроизводства. К этим условиям могут относиться обучение, сохранение здоровья, реализация общественных норм или законов и т.п. В связи с этим от здоровья профессионала во многом зависит и здоровье общества. В современных условиях действие многочисленных эмоциогенных факторов вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к профессиональным кризам, истощению и «выгоранию». По данным различных исследователей, от 30 до 90% работающих врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов имеют симптомы «выгорания».

Доказано, что синдром выгорания вызывает появление" депрессии, чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, низкую самооценку профессиональной компетентности. Это приводит к снижению эффективности деятельности, нарушению трудовой* дисциплины и повышению заболеваемости профессионалов (Э.Ф: Зеер, А.В. Карпов, А.К. Маркова, В.Е. Орел, А.А. Реан). В настоящее время- понятие «выгорание» имеет междисциплинарный характер и рассматривается с позиций психологии и медицины.

Проблема «выгорания», стала предметом научных исследований в середине 70-х годов XX века (М. Burish, Н. Fredenberger, R. Golembiewsky, М. Leiter, С. Maslach; A. Pines, W. Schaufeli и др.) не потеряв своей актуальности и в наши дни. Интерес к проблеме «выгорания» со стороны отечественной науки повысился в последнее десятилетие (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, В.Е. Орел, А.А. Рукавишников, Т.В. Форматок и др.). Несмотря на

4 большое количество эмпирических исследований, посвященных различным аспектам «выгорания» и практическую значимость проблемы, до сих пор не существует единой точки зрения в понимании многих составляющих «выгорания». Если причины, механизмы возникновения и диагностический инструментарий для оценки выраженности эмоционального выгорания в отечественной науке рассматривается, то психотерапевтические подходы разработаны фрагментарно.

Сложность структуры синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) определяет необходимость мультимодального подхода в создании психотерапевтической методики. Применение группового метода более целесообразно с экономической точки зрения, вместе с тем не исключая и индивидуальной психотерапии. Изучение феномена эмоционального выгорания в настоящее время актуально также и в свете Международной классификации болезней 10-го пересмотра, где в факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения, включена рубрика Z73.0 Выгорание. Состояние опустошенности или переутомления.

Таким образом, психотерапия СЭВ важна с теоретической и практической точек зрения. Потребность в изучении влияния мультимодального подхода в психотерапии СЭВ обусловили цель настоящего исследования.

Целью исследования является изучение эффективности методики мультимодальной групповой психотерапии синдрома эмоционального выгорания у лиц помогающих профессий.

Основные задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа уточнить сущность понятия эмоционального выгорания, факторы, способствующие его возникновению в процессе профессионального становления личности, структуру, проявления, особенности течения, клинические аспекты, функциональный, дифференциальный диагнозы, а также особенности психотерапии СЭВ.

  1. Разработать и осуществить методику мультимодальной групповой психотерапии для лиц помогающих профессий с синдромом эмоционального выгорания.

  2. Выявить воздействие мультимодальной психотерапии на механизмы психологической защиты у лиц помогающих профессий с СЭВ.

4. Оценить эффективность разработанного метода в динамических
группах, а также для групп в зависимости от возраста, стажа и профессии.

Объект исследования - процесс мультимодальной групповой психотерапии СЭВ у лиц помогающих профессий.

Предмет исследования - синдром эмоционального выгорания у лиц помогающих профессий, влияние на них и личностные особенности мультимодальной групповой психотерапии.

Основная гипотеза исследования состоит в предположении, что мультимодальная групповая психотерапия оказывает воздействие на структуру СЭВ и механизмы психологической защиты.

Методологическую основу исследования составили: теоретические концепции профессионального становления личности (С.Л. Геллерштейн, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков); современные теоретические подходы и эмпирические исследования СЭВ (Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, А.А. Рукавишников, В.Е. Орел, М.М. Скугаревская, Т.В. Форманюк, М. Burish, Н. Fredenberger, М. Leiter, С. Maslach, A. Pines, W. Schaufeli); теоретические концепции предболезненных расстройств (СБ. Семичов), функционального диагноза (В.М. Воловик, М.М. Кабанов, А.П. Коцюбинский), групповой и мультимодальной психотерапии (В.В. Макаров, А. Lazarus, J. Prochaska и др.).

Методы исследования. В работе используются клинико-диагностический, клинико-терапевтический и статистический, методы исследования.

Для решения диагностических задач и разработки психотерапевтического лечения проводилось стандартное клиническое интервью, использовались:

б «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко); «Мультимодальный опросник жизненной истории» (А. Лазарус); методика «Индекс жизненного стиля» (R. Plutchik, Н. Kellerman, Н. Conte в адаптации Л.И. Вассерман и соавт.).

Клинико-терапевтический метод включал в себя: психотерапевтические методики: подготовки пациентов к групповой психотерапии, прогрессивной релаксации, гештальт-терапии, танцевально-двигательной терапии, трансактного анализа, рационально-эмотивной поведенческой терапии, домашних заданий, обобщения психотерапевтического опыта. Особенностью контекста применения техник было «избыточное психотерапевтическое предложение» [54], вербальная (написание самоотчета, с последующей возможностью проговора) и невербальная личностная рефлексия.

При обработке данных применялись математико - статистические процедуры: непараметрические методы анализа и определение достоверности различий в уровне исследуемого признака. Использовались критерии Манна-Уитни, Вилкоксона, Краскала-Уоллеса, Мак-Нимара. Интерпретация и описание проводились с помощью методов знаково-символического представления. Обработка данных проводилась с помощью статистического пакета программ «Statistica 6.0».

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, сочетанием количественного и качественного анализа материала, применением методов математической статистики.

Научная новизна исследования. Проведен теоретический анализ структуры синдрома эмоционального выгорания, позволяющий отнести его к группе субклинических синдромов. Сформулированы и обоснованы динамические критерии СЭВ в результате психотерапии. Выявлены изменения уровня психологических защит при СЭВ в результате мультимодальной групповой психотерапии и его значение для диагностики эффективности психотерапии. Разработаны основные принципы мультимодальной групповой психотерапии СЭВ с учетом клинического и функционального диагнозов.

7 Изучена краткосрочная эффективность мультимодальной групповой психотерапии для отдельных симптомов СЭВ в группах в зависимости от возраста, стажа профессиональной деятельности и профессии.

Практическая значимость. Результаты исследования имеют важное практическое значение для разработки и проведения мультимодальной групповой психотерапии среди лиц помогающих профессий с СЭВ и профилактических мероприятий среди лиц с риском развития СЭВ. Использование принципов функционального диагноза позволит оценить степень риска развития СЭВ и эффективность проводимой психотерапии. Разработанная методика мультимодальной групповой психотерапии СЭВ естественна в своей последовательности и мотивирует на изменения на уровне контекста. Психотерапевтический процесс становится более последовательным, прозрачным, измеряемым, объективными методами и предсказуемым. Проведенное исследование открывает необходимость . детального экспериментального исследования составляющих клинического и функционального диагноза СЭВ для дальнейшей оптимизации психотерапии и профилактики.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Эмоциональное выгорание является субклиническим синдромом.

  1. Мультимодальная групповая психотерапия синдрома эмоционального выгорания особенно эффективна в фазах напряжения и истощения. Ее эффективность значительно превышает уровень спонтанной редукции.

3. .Суммарный уровень психологических защит является критерием
эффективности психотерапии синдрома эмоционального выгорания.

4. На эффективность психотерапии синдрома эмоционального выгорания
влияют возраст, стаж профессиональной деятельности и профессия пациентов.

Апробация результатов исследования. Содержание исследовательской части работы представлено в материалах, международного конгресса «Профессиональная психотерапия и профессиональное консультирование: прошлое, настоящее и будущее» (Москва, 2005); международного конгресса

8 «Психотерапия, консультирование, коучинг: традиции и современность» (Москва, 2006); научно-практической конференции Минздравсоцразвития РФ «Актуальные вопросы психотерапии и подготовки кадров по психотерапии. Психотерапия в работе врача общей практики» (Москва, 2006), заседании кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии ГОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Личный вклад автора в выполнение данной работы. Личный вклад автора в работу заключается в определении цели и задач исследования, непосредственном участии в получении результатов, их анализе и обобщении. Автор лично провел клинико-психопатологическое обследование 232 человек. В ходе исследования самостоятельно провел психологическое тестирование и обработку всех анкет и тестов участников исследования. Автор лично разработал методику и провел групповую психотерапию среди 107 человек.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в учебный процесс ГОУ «Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», в работу ГУЗ «Ульяновский областной центр медицинской профилактики».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ, общим объемом 1,9 у.п.л., в том числе одна из них в журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Просмотров: 582 | Добавил: morwoughe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz