
27 марта 2012года прошло методобъединение с педагогами Майкорского Дома детского творчества по теме «Профилактика эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования». Участники семинара получили начальную информацию по данной теме (терминология; факты, влияющие на социально-психологические условия, способы решения проблемы «выгорания»). Педагоги ПДДТ выступили с докладами по теме. Все присутствующие активно включались в обсуждение тем, проявляли интерес к проблеме «эмоционального выгорания». С педагогами были проведены диагностические тесты для определения психического выгорания позволяющие выявить симптомы и практические задания и упражнения.
Диагностика психического выгорания
Для определения психического выгорания можно использовать диагностику, авторами которой являются Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.,А.А.Рукавишников. Они выделяют 13 симптомов профессионального выгорания.
В адаптированном переводе они выглядят так:
- Хроническая усталость, истощение;
- Повышенная раздражительность;
- Усиленная самокритика;
- Цинизм;
- Частые головные боли;
- Нарушения функции пищеварительной системы;
- Уменьшение или увеличение веса;
- Бессонница;
- Депрессия;
- Чувство нехватки воздуха;
- Чрезмерная подозрительность;
- Чувство беспомощности;
- Принятие рискованных решений.
Неудивительно, что многие симптомы «повторяют» симптомы стресса. Выгорание и стресс – «близнецы-братья».
Можно использовать этот список как скрининг-тест для предварительной диагностики эмоционального/профессионального выгорания.
Если у Вас присутствует более двух-трёх симптомов из этого списка – есть смысл обратиться к психологу или психотерапевту. Или хотя бы протестировать себя с помощью тестов для оценки эмоционального и профессионального выгорания.
Упражнение на самоанализ, повышение самооценки, определение приоритетных жизненных направлений и средств преодоления трудностей.
Упражнение «Я в лучах солнца». Нарисуйте на листе солнце так, как рисуют его дети: круг и много лучей. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Чем больше – тем лучше. Постоянно добавляйте лучи – качества и смотрите на это солнце, когда станет плохо на душе.
Информационный семинар-практикум
Цель: профилактика и преодоление синдрома «выгорания» педагогов, адоптированных в педагогическом коллективе.
Задачи:
обучающая: информирование педагогов об эмоциональном выгорании, профилактике и способах его преодоления;
развивающая: формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
воспитательная: создание условий для повышения самооценки и уверенности в себе.
Содержание:
- Вступительная беседа (Упражнение на знакомство «Эхо)
- Терминология.
- Доклад. Внешние факторы, влияющие на социально-психологические условия деятельности педагогов. ( Мазунина Д.Л.)
- Доклад. Внутренние факторы. (Черепанова Т.В.)
- Доклад. Способы решения проблемы «выгорания» (Поморцева З.В.)
- Доклад. Психотехнические упражнения для саморегуляции. (Спирина Н.А.)
- Упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением. (РожневаЕ.А.)
- Диагностические тесты. (Рожнева Е.А.)
- Рефлексия.
«Если вспомнить концепцию иерархии потребностей американского психолога А.Маслоу, любой человек нуждается в уважении, одобрении, признании и в самореализации. Естественно, отсутствие такой мотивации может провоцировать развитие синдрома «выгорания». Что может помочь?
Это и повышение квалификации, обобщение своего опыта, дни открытых дверей, обмен профессиональным опытом, участие в конкурсах различного уровня.
Тот, кто участвует в подобных мероприятиях, кроме естественного волнения, чувствует на себе и в себе много позитивных перемен: повышение самооценки, значимости своей деятельности, появление удовлетворённости своей деятельностью и её перспективы.
Вообще, наличие разнообразных интересов, возможность раскрыть и проявить себя и свой творческий потенциал также способствуют профилактике «выгорания». Хочется отметить, что совместные коллективные праздники или корпоративы, а особенно подготовка к ним является мощным средством сплачивания коллектива, формирования комфортной атмосферы существования в коллективе.» /Вирт Н.И., Дюняшева С.Р., Патырбаева М.И. «СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ МАДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 35» Г. ПЕРМИ»/
Методист ДДТ Рожнева Е.А.