Будьте здоровы!
По полосам По разделам
Проблемная зона ПРОБЛЕМНАЯ ЗОНА
Эмоциональное выгорание
Наталья НИФАНТОВА 19 февраля 2010
Медицинская сестра ближе всех к больному. От её грубости или невнимания пациент страдает больше всего. Кто-то склонен просто обругать не угодившую «сестричку», кто-то оправдать - работа, мол, тяжелая. Мало кому приходит в голову, что на эту проблему можно посмотреть не только с бытовой, но и с научной точки зрения. А у грубости и невнимания есть конкретное имя - синдром эмоционального выгорания. Подвержены ли этому недугу медицинские сестры Института сердца? Рассказывает старшая медсестра отделения острого коронарного синдрома Екатерина Бородина:
Эмоциональное выгорание
- Эмоциональное выгорание негативно влияет не только на самих медицинских сестер, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится вблизи. Это близкие родственники, друзья, коллеги, а также пациенты, которые попросту вынуждены быть рядом. И поэтому становятся заложниками синдрома потери человеком интереса к своей работе, чувства внутренней опустошенности, проблем в отношениях с коллегами. Он возникает в тех случаях, когда профессионал - в нашем случае медсестра - не может справиться с многочисленными источниками стресса.
- Вы проводили исследование на тему эмоционального выгорания медицинских сестер в Институте сердца. К каким выводам пришли?
- В нашем исследовании приняли участие медицинские сестры из разных отделений Института сердца - кардиологии, реанимации, операционного блока, поликлиники. Всего - более 60 человек в возрасте от 19 до 47 лет.
Проблемы в первую очередь испытывали медсестры в тех отделениях, через которые проходит наибольший поток пациентов. С большими сложностями встречаются медицинские сестры операционного блока. Медсестра в этом отделении приходит утром и не знает, когда закончится операция, когда она попадет домой. Не может запланировать какие-то дела. Работа в таком режиме - каждый день. Усталость накапливается, человек уже не получает удовольствия от своей работы и может думать только о том, как бы поскорее уйти. Таковы последствия ненормированного рабочего дня.
Другое проблемное отделение - реанимация. Здесь на медсестер влияют негативные переживания от контакта с пациентами в тяжелом состоянии. По себе знаю, что эмоционально сложно работать с такими больными. Трудно приходится медицинским сестрам в поликлинике. Здесь основной источник стресса - это общение с пациентами, на которое уходит много сил, тратится множество эмоций. Всего, по результатам исследования, более половины медицинских сестер Института сердца испытывают эмоциональное выгорание.
- Опыт помогает медсестрам справляться с напряжением? Или, наоборот, чем дальше - тем хуже?
- Опыт, несомненно, помогает. Сестры со временем адаптируются к работе, к чему-то просто привыкают, на что-то вырабатывают собственные защитные механизмы. Сильней всего выгоранию подвержены молодые медсестры. Особенно большое напряжение испытывают вновь пришедшие на работу. И это естественно. Действительность часто не соответствует их ожиданиям, и первой реакцией становится шок.
- О результатах своего исследования вы докладывали на Всероссийском съезде сердечно-сосудистых хирургов в Москве. Насколько актуальной показалась эта тема вашим столичным коллегам?
- Я думаю, что проблему эмоционального выгорания медсестер недооценивают во всех медицинских учреждениях. Эта тема относительно новая, и ей уделяют недостаточно внимания. Естественно, что в Москве она вызвала большой интерес, множество вопросов. В перспективе её можно развивать, проводить исследования среди новых медсестер в отделениях, провести сравнение с другими лечебными учреждениями. От того, как чувствует себя медицинская сестра, как относится к своей работе, к пациентам, напрямую зависит качество оказания медицинской помощи. А проблемы такого уровня мы, естественно, не можем игнорировать.
В Институте сердца мы стараемся поддерживать медсестер. У нас проводятся корпоративные праздники, конференции, конкурс на звание «Лучшая медсестра». В ближайшее время планируется введение в штат психолога.