Министерство образования и науки
РФ
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра психологии
Курсовая работа по юридической
психологии
ВЛИЯНИЕ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ
У СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ
Челябинск
2010
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ…………………………………………………………………6
1.1. Общее представление о
профессиональной деформации у сотрудников
органов прокуратуры………………………………………………6
1.1.1. Понятие, механизм
и сущность профессиональной
деформации…………………………………………...………………...…………...6
1.1.2.
Структура и виды профессиональной
деформации. Классификация профессиональной
деформации у сотрудников органов
прокуратуры………………………………………………….…………….……….13
1.2. Возникновение и
особенности проявления профессиональной
деформации у сотрудников органов
прокуратуры……….……..………………..23
1.2.1. Специфика
деятельности сотрудников органов
прокуратуры…..…23
1.2.2. Причины
возникновения профессиональной
деформации у сотрудников органов
прокуратуры………………………..………………………28
1.3. Особенности
возникновения и проявления профессиональной
деформации в зависимости от стажа
профессиональной деятельности у
сотрудников органов
прокуратуры…………………………..……………………31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ……………………………………………………..…………….37
2.1. Организация
исследования………………………………..………………37
2.2. Методы
исследования………………………………………..……………39
2.3. Анализ результатов
исследования…………………………..……………41
ЗАКЛЮЧНИЕ………………………………………………………..…………….48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………53
ВВЕДЕНИЕ
Настоящих профессионалов в
каждом типе трудовой деятельности
крайне мало. Большинство людей занимает
промежуточное положение между дилетантами
и опытными работниками. После
профессиональной адаптации и получения
минимально необходимых знаний и умений
многие работники удовлетворяются
достигнутым уровнем подготовки и просто
не желают подчинить всю свою жизнь узкой
специализации. Достаточно сказать, что
сравнительный анализ отечественных
средств массовой информации доказывает,
что само слово «профессионал» стало
часто употребляться в качестве требования
к сотруднику лишь последние 15-20 лет.
Служебная деятельность
сотрудников органов прокуратуры
сопряжена с повышенной ответственностью,
высокими психическими и физическими
перегрузками, работой в экстремальных
условиях, что нередко вызывает негативные
психологические последствия.
Разработкой проблемы деформации
правосознания юристов отечественная
наука целенаправленно стала заниматься
лишь с начала семидесятых годов. В
последнее время интерес к данной проблеме
заметно усилился. Глубокое и разностороннее
изучение деформации профессионального
правосознания следственных работников
органов внутренних дел осуществлено в
работах следующих российских ученых:
С.П.Безносов, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов,
В.Е. Орёл, А.Л. Свеницкий, Н.Л. Гранат и
др.
Отдельные аспекты данного
предмета исследования рассматривали
в своих трудах профессор Г.А. Зорин, Н.И.
Порубов и Г.Г. Шиханцов.
Следует также отметить
заинтересованность зарубежных ученых
в исследовании обозначенной проблемы,
таких как Ю.В. Александров (Украина),
В.В. Куличенко (Украина), В.П. Столбовой
(Украина), В.Е. Коновалова (Украина) А.Ф.
Гранин (Украина), а так же Р.Конечный и
М.Боцхал (Чехословакия), Д.
Джонсон и Р. Грегори (США).
Таким образом, данная
тема весьма актуальна и вызывает
определенный интерес. А поскольку
профессиональные деформации нарушают
целостность личности профессионала,
снижают ее адаптивность, устойчивость,
отрицательно сказываются на продуктивности
деятельности, то необходимо тщательно
исследовать данную проблему с целью
выявления всех возможных профессиональных
деформаций сотрудников органов
прокуратуры, чтобы разработать эффективные
психотехнологии преодоления, коррекции
и профилактики профессиональных
деформаций.
Целью
нашего исследования было изучение
влияния стажа профессиональной
деятельности на возникновение
профессиональной деформации у сотрудников
органов прокуратуры.
Объектом
исследования: профессиональной деформации
у сотрудников органов прокуратуры.
Предмет:
влияние стажа профессиональной
деятельности на возникновение
профессиональной деформации у сотрудников
органов прокуратуры.
Гипотезой
исследования будет предположение о
том, что стаж профессиональной деятельности
влияет на возникновение профессиональной
деформации у сотрудников органов
прокуратуры.
Цель
и гипотеза данной работы были реализованы
посредством решения следующих задач:
провести теоретический анализ
представлений о профессиональной
деформации у сотрудников органов
прокуратуры;
провести теоретический анализ
возникновения и особенностей проявления
профессиональной деформации у сотрудников
органов прокуратуры;
провести теоретический анализ
особенностей возникновения и проявления
профессиональной деформации в зависимости
от стажа профессиональной деятельности
у сотрудников органов прокуратуры;
сформировать пакет методик для
изучения влияния стажа профессиональной
деятельности на возникновение
профессиональной деформации;
провести исследование влияния
стажа профессиональной деятельности
на возникновение профессиональной
деформации у сотрудников органов
прокуратуры.
Исследование
проводилось на базе Областной прокуратуры
г.Челябинска.
В
исследовании принимали участие 30 человек
- сотрудники органов прокуратуры,
разделенные на три группы по
продолжительности срока службы: 1(10
человек) - сотрудники со стажем до 3 лет;
2(10 человек) - от 3 до 7 лет, 3(10 человек) -
свыше 7 лет.
В
работе использовалось 4 метода: анализ
литературы, анкетирование, тестирование,
метод математической обработки.
Нами
было использовано одна анкета и 2
методики: 1)Методика диагностики
эмоционального выгорания В.В.Бойко; 2)
Опросник выявления эмоционального
выгорания MBI.
Все
результаты по методикам были обработаны
с помощью компьютерной программы SPSS
Statistic
17.0 по критерию U-Манна-Уитни
для двух независимых выборок для
попарного сравнения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
1.1. Общее представление
о профессиональной деформации у
сотрудников органов прокуратуры
1.1.1. Понятие, механизм
и сущность профессиональной деформации
Как правило, труд
положительно влияет на человека и его
личностные особенности. Однако
профессиональное развитие может носить
и нисходящий характер. Отрицательное
воздействие профессии наличность может
носить частичный или полный характер.
При частичном регрессе профессионального
развития затрагивается какой-то один
его элемент. Полный регресс означает,
что негативные процессы затронули
отдельные структуры психологической
системы деятельности, приводя к их
разрушению, что может снизить эффективность
выполнения деятельности. Признаком
негативного влияния профессии па
личность является появление самых
разных профессиональных деформаций
или специфических состояний, например
психического выгорания [12].
Что же такое профессиональная
деформация, и как она влияет на
эффективность работы? В узком смысле –
это проявления в личности под влиянием
некоторых особенностей профессиональной
деятельности, таких психологических
изменений, которые начинают негативно
влиять на осуществление этой деятельности
и на психологическую структуру самой
личности. Так же под профессиональной
деформацией понимают приобретение
таких качеств, навыков и склонностей,
которые отрицательно влияют на решение
поставленных перед ним задач. Она обычно
выражается в равнодушии, властолюбии,
подозрительности, скептицизме, правовом
нигилизме, ложной корпоративности
(защита «чести мундира»), схематизме
мышления, карьеризме, индивидуализме
и т.п. [12]
Под термином «профессиональная
деформация» видимо следует понимать
неразрывный процесс развития двух
взаимосвязанных психологических
феноменов, обусловленных овладеванием
и занятием определённым родом деятельности:
• бесконтрольно развивающиеся
негативные изменения в структуре
личности, находящие свое выражение,
прежде всего, в характерологических
особенностях, протекании психических
процессов, эмоциональном отражении
действительности;
• закрепившиеся сознательные
отклонения в структуре личности,
проявляющиеся в основном в действиях
при выполнении функциональных обязанностей
и ведущие к нарушениям установившихся
в обществе как нравственно-этических,
так и правовых норм.
Профессиональную
деформацию, степень пораженности ею,
прежде всего, можно определить в процессе
наблюдения за поведением того или иного
человека, на основе анализа совершаемых
людьми поступков и действий [2].
Деформация распространяется
на все стороны физической и психической
организации человека, которые изменяются
под влиянием профессии. Это влияние
носит явно отрицательный характер, что
очевидно из примеров, приводимых
исследователями (искривление позвоночника
и близорукость у конторских служащих,
льстивость швейцаров). Профессиональная
деформация может привести к затруднениям
в повседневной жизни и снижению
эффективности труда [12].
Механизм возникновения
профессиональной деформации имеет
довольно сложную динамику. Первоначально
неблагоприятные условия труда вызывают
негативные изменения в профессиональной
деятельности, в поведении. Затем, по
мере повторения трудных ситуаций, эти
отрицательные изменения могут
накапливаться и в личности, приводя к
ее перестройке, что далее проявляется
в повседневном поведении и общении.
Установлено также, что сначала возникают
временные негативные психические
состояния и установки, затем начинают
исчезать положительные качества. Позднее
на месте положительных свойств возникают
негативные психические качества,
изменяющие личностный профиль работника
[3].
Профессиональная деформация
может иметь довольно сложную динамику
проявлений в трудовой деятельности
человека и затрагивать различные стороны
психики мотивационную, когнитивную,
сферу личностных качеств. Ее результатом
могут быть специфические установки и
представления, появление определенных
черт личности [4].
В психологическом отношении
профессиональная деформация создает
чувство уверенности и непогрешимости
в своих знаниях и оценках, ограничивая
функцию анализа и поиска в мыслительных
операциях [5].
Одна из самых частых причин
профессиональной деформации, как
утверждают специалисты, – это специфика
ближайшего окружения, с которым вынужден
иметь общение специалист-профессионал,
а также специфика его деятельности. В
одних профессиях, как, например, менеджеры
разного уровня управления, врачи,
работники госструктур и силовых структур,
имеется много опасностей профессиональной
деформации, в других - меньше.
Другой не менее важной
причиной профессиональной деформации
является разделение труда и все более
узкая специализация профессионалов.
Ежедневная работа, на протяжении многих
лет, по решению типовых задач совершенствует
не только профессиональные знания, но
и формирует профессиональные привычки,
стереотипы, определяет стиль мышления
и стили общения [12].
Деформация тех или иных
структур личности может возникнуть как
следствие прогрессивного развития
определенных черт характера, познавательных
образований, мотивов в результате
высокой степени специализации
деятельности. Гипертрофированное
развитие указанных характеристик
приводит к тому, что они начинают
проявляться не только в профессиональной
деятельности, но и проникают в другие
сферы жизни человека. Выполнение
профессиональных обязанностей при этом
существенно не страдает.
Профессиональная деформация
мотивационной сферы может проявляться
в чрезмерной увлеченности какой-либо
профессиональной сферой при снижении
интереса к другим. Известным примером
такой деформации может служить феномен
«трудоголизма», когда человек большую
часть времени проводит па рабочем месте,
он говорит и думает только о работе,
теряя интерес к остальным сферам жизни.
Труд в этом случае является своего рода
«защитой», попыткой уйти от тех трудностей
и проблем, которые возникают в жизни
человека. С другой стороны, личность
может высокоэффективно работать в
какой-либо области, посвящая этому все
свое время, что приводит к отсутствию
интересов и активности в других сферах.
Профессиональная деформация
знаний также может быть результатом
глубокой специализации в какой-либо
одной профессиональной сфере. Человек
ограничивает сферу своих познаний тем,
что необходимо ему для эффективного
выполнения своих обязанностей,
демонстрируя при этом полную
неосведомленность в других областях.
Другой формой проявления этого
феномена являются профессиональные
стереотипы и установки [8]. Они представляют
собой определенный уровень достигнутого
мастерства и проявляются в знаниях,
автоматизированных умениях и навыках,
подсознательных установках, не загружающих
сознания. Отрицательное влияние
стереотипов проявляется в упрощенном
подходе к решению проблем, в представлении
о том, что данный уровень знаний и
представлений может обеспечить успешность
деятельности. В ряде профессий эти
стереотипы и установки очень опасны.
Примером такой профессии может служить
деятельность следователя. Подозрительность
как вид деформации неизбежно приводит
к предвзятости, к обвинительному уклону
в следственной деятельности. Этот
феномен получил название «обвинительный
уклон» и представляет собой неосознаваемую
установку на то, что человек, чья вина
еще не доказана, определенно совершил
преступление. В исследованиях было
выявлено наличие установки на обвинение
у всех специальностей юридической
профессии, начиная с работников
прокуратуры и заканчивая адвокатами
[9]. Сформированные у профессионалов
стереотипы и установки также могут
мешать освоению новых профессий. В
частности, в проведенных нами исследованиях,
было показано, что наличие стереотипов
в сознании может затруднить процесс
адаптации врачей, получающих специальность
медицинского психолога, к новой профессии
и влияет на представление о ней.
Представления о профессии психолога у
медиков и педагогов и у психологов,
имеющих базовое образование и успешно
работающих в своей области, имеют
определенные различия. Так, обе группы
выделяют такие качества, как умение
расположить к себе, доброжелательность,
внимательность к людям. Однако если
психологи относят эти качества к разряду
профессиональной компетенции, то врачи
и учителя этого не делают. Причиной
этого может быть перенос старых моделей
на новые условия. В традиционной медицине
и педагогике существует образ врача
(педагога) как профессионала-манипулятора,
включающий такие характеристики, как
доминирование, авторитарность,
требовательность, управление поведением
пациента или ученика. В противоположность
врачам и педагогам, психологи строят
свой образ в контексте психологически
ориентированной модели [10].
Уровень профессиональной
деформации личностных особенностей
изучен несколько хуже. Отмечается, что
сформированные под влиянием той или
иной профессии личностные особенности
существенно затрудняют взаимодействие
человека в социуме, особенно в
непрофессиональной деятельности [14].
В частности, многих
учителей отличает дидактическая манера
речи, стремление поучать и воспитывать.
Если такая тенденция абсолютно оправдана
в школе, то в сфере межличностных
отношений она раздражает людей. Для
учителей также характерен и упрощенный
подход к проблемам. Это качество
необходимо в школе для того, чтобы
сделать объясняемый материал более
доступным, однако вне профессиональной
деятельности оно порождает ригидность
и прямолинейность мышления [6].
Профессиональная деформация
личностных особенностей также может
возникнуть вследствие чрезмерного
развития одной черты, необходимой для
успешного выполнения профессиональных
обязанностей и распространившей свое
влияние на «непрофессиональную» сферу
жизни субъекта. Например, следователь
в своей работе сталкивается с обманом,
коварством и лицемерием. На основании
этого у него может выработаться повышенная
критичность и излишняя бдительность.
Дальнейшее заострение этих черт может
привести к развитию чрезмерной
подозрительности, когда следователь в
каждом человеке видит преступника,
причем эта черта проявляется не только
в профессиональной деятельности, но
распространяется и на семейные и бытовые
отношения [15].
Как же проявляется
профессиональная деформация? Чаще всего
встречается должностная деформация,
когда руководитель не ограничивает
свои властные полномочия, у него
появляется стремление к подавлению
другого человека, нетерпимость к иному
мнению, исчезает умение видеть свои
ошибки, самокритичность, возникает
уверенность, что собственное мнение
единственно правильное [19].
При адаптивной деформации
происходит пассивное приспособление
личности к конкретным условиям
деятельности, в результате у человека
формируется высокий уровень конформизма,
он перенимает безоговорочно принятые
в организации модели поведения.
При более глубоком уровне
деформации у работника появляются
значительные и иногда носящие ярко
выраженный негативный характер изменения
личностных качеств, в том числе властность,
низкая эмоциональность, жесткость [19].
При крайней степени профессиональной
деформации, которую называют уже
профессиональной деградацией, личность
меняет нравственные ценностные ориентиры,
становится профессионально несостоятельной.
Деформация одних личностных
особенностей может компенсироваться
развитием других. Так у работников
исправительно-трудовых учреждений под
влиянием профессии формируются такие
специфические личностные особенности,
как ригидность поведения и познавательной
сферы, сужение круга интересов и общения.
Деформация указанных характеристик
сопровождается высоким уровнем
выраженности таких личностных черт,
как аккуратность, пунктуальность,
добросовестность. Кроме того, различные
психологические структуры в разной
степени подвержены деформации. Согласно
данным, эмоционально-мотивационная
сфера деформируется в большей степени,
чем блок личностных характеристик [11].
1.1.2.
Структура и виды профессиональной
деформации. Классификация профессиональной
деформации у сотрудников органов
прокуратуры
«Я как профессионал» - это
часть личности, которая ответственна
за выполнение профессиональных
обязанностей, носитель необходимых для
этого знаний, этических установок и
принципов; максимально проявляется в
профессиональной деятельности.
Профессиональная деформация
представляется как расширение господства
«Я профессионального» в область обыденной
жизни. Прийдя домой, человек продолжает
вести себя как специалист .
В профессиональной деформации
можно предположить два компонента:
1. Изначальные склонности.
Еще до соприкосновения со своей будущей
работой у человека уже есть черты
характера и особенности личности,
присущие представителям этой профессии.
Они могут осознаваться их обладателем,
приниматься как желательные и вызывать
чувство гордости (например, желание
помогать людям) или, напротив, быть
неосознанными, подавляться и скрываться
(например, интерес к частной жизни других
людей).
2. Собственно профессиональная
деформация. Профессиональная деятельность
развивает эти личностные особенности,
очерчивает и рельефно выпячивает их.
Иногда (в случае с вытесненными и
непринимаемыми чертами) профессиональная
деятельность оправдывает их, дает им
право на существование и проявление.
Несомненно, изначальные
склонности влияют на выбор соответствующей
профессии. Они представляют собой
«благоприятный» фон, почву, на которой
в последующем разворачивает свою
деформирующую деятельность профессия.
Такая «деформация» начинается уже во
время учебы, когда у студентов разрушаются
обыденные установки и стереотипы и
формируется профессиональная картина
мира. Что же в этом плохого? Действительно,
благодаря учебе и дальнейшей работе
личность человека преображается, он
приобретает массу коммуникативных
навыков, начинает лучше понимать себя
и т.д. Эти явно позитивные изменения
описываются выражением «личностный
рост», и о них не идет здесь речь. Нас
интересует «профессиональная деформация»,
то есть нечто негативное, «ломающее»
личность.
Ниже обратим внимание на
некоторые из таких относительно
негативных последствий, которые
обнаруживают себя в обыденной жизни и
касаются в основном субъективной сферы
человека - сферы отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Объяснение жизненных проблем
психологическими причинами. Если в
жизни человека что-нибудь случается,
человек всегда находит для объяснения
этого факта какую-нибудь психологическую
причину. Возможно, в том, что произошло
какое-то событие (например, кто-то
простудился) действительно играют
некоторую роль психологические причины,
однако здесь речь идет о гиперинтерперетации,
то есть о чрезмерном придавании значения
психологическому фактору в объяснении
самых разнообразных событий.
Приобретение навыков в
рационализации своих проблем. Овладение
понятийным аппаратом и терминологией
предоставляет большие возможности для
конструирования оправданий на все
случаи жизни. В отличие от предыдущего
пункта, где имеет место «раздувание»
психологического фактора, здесь речь
идет о сочинении «разумных оснований»
для своих поступков и удобных
(«успокоительных») объяснений поведения
других людей.
Обездвиживающее, лишающее
спонтанности самонаблюдение. Знания,
подчерпнутые из многочисленных книг,
описывающих какую-либо норму или другие
идеализированные варианты бытия,
призывают человека постоянно «отслеживать»
за собой поведение, речь, мысли, эмоции
с целью самодиагностики и «своевременной
самокоррекции».
Гнет профессиональных
обязанностей и навыков. Если человек
знает как помочь другому, и у него есть
такая физическая возможность, он начинает
слышать внутри себя императив: «Ты
должен бросить все свои дела и прийти
на помощь!» Если же он по каким-то причинам
не может этого сделать, то его голова
заполняется самообвинениями, уничижающими
оценками и самооправданиями. К этому
же пункту относится утверждение: «Я
обязан вести себя так, чтобы не травмировать
других».
Потеря способности удивляться.
За время своей работы сотрудник органов
прокуратуры встречает тысячи различных
житейских ситуации, общается с огромным
количеством самых разных людей. Нормальной
реакцией является овладение этим потоком
информации: ограничение восприятия,
построение типологий и др. Это накладывает
отпечаток как на профессиональную
деятельность, так и на личную жизнь
специалиста. Встречая что либо новое
на своем жизненном пути, человек редко
удивляется этому, поскольку это для
него не является новым, с этим или
подобным этому он уже встречался. Жизнь
он наблюдает сквозь координатную сетку
классификаций.
Профессиональный цинизм.
Обилие тяжелых жизненных ситуаций, с
которыми встречается человек, развивает
способность к «невовлечению» в их
переживание, а точнее - способность
отстраненно к ним относиться. Такой
взгляд со стороны освобождает эти
ситуации от эмоционального груза и
позволяет выполнять с ними разные
манипуляции, например, помещать их в
другой контекст, наполнять другим
эмоциональным содержанием (иногда очень
веселым). Одни считают, что это - цинизм,
подразумевая нечто неприемлемое для
«воспитанного человека», другие считают,
что это - защитная реакция, третьи считают
это эффективной социальной стратегией,
позволяющей «проще относиться к жизни».
Классификация основных
видов профессиональной деформации
личности юридической профессии (в данном
случае сотрудников органов прокуратуры)
в правовой науке в полной мере еще не
сложилась. Поэтому на сегодняшний день
представляется возможным выделить
следующие ее разновидности: правовой
нигилизм, правовой инфантилизм, или
пробельность правосознания,
негативно-правовой радикализм,
спекулятивно-правовой популизм и
нравственно-правовой
конформизм [12].
Общая схема видов
профессиональной деформации выглядит
следующим образом (Приложение 1).
Правовой нигилизм
представляет собой явление,
уже давно выявленное в общественном
сознании и сравнительно изученное
правовой наукой. Он выражается в
неуважительном отношении к праву, в
неверии в его общеполезную роль в
социальной жизни и отрицании ценности
правового регулирования. Как отмечает
Н.И. Матузов, одним из ключевых моментов
здесь выступает высокомерно-пренебрежительное,
снисходительно-скептическое восприятие
права, оценка его не как базовой,
основополагающей идеи, а как второстепенного
явления в общей шкале человеческих
ценностей. Данное замечание особенно
удачно подходит к характеристике
правового нигилизма в качестве проявления
профессиональной деформации правосознания
юриста.
Разочарование в правовых
идеалах, утрата веры в абсолютную
ценность идеи законности и справедливости,
своеобразная установка на выход из
правового поля деятельности и стремление
противопоставить идее права иные
ценности неправового характера - таковы
основные черты правового нигилизма
должностного лица. Отсюда, в сознании
«деформированного юриста» место идей
следования профессиональному долгу,
законности начинают занимать соображения
о вредности и излишнем формализме
правового регулирования, представления
о возможности поставить на место права
принуждение, целесообразность, принцип
пользы и т. д. Отличительная черта
подобного нигилизма в его внутренней
субъективной аргументированности.
Профессиональный «юрист-нигилист»
рассуждает по формуле: «Я не верю в право
и его спасительные для общества
возможности потому, что я знаю, что такое
право, насмотрелся и разочаровался в
нем». Высокомерное отношение, пренебрежение,
скепсис, соединенный с жизненной
усталостью и разочарованностью,
определяют черты профессионального
правового нигилизма. Очевидно, что в
его основе лежат утраченные юридические
идеалы, растраченные иллюзии, на смену
которым пришел скепсис и прагматизм.
Сложность и одновременно
значимость профессионально-правового
нигилизма состоит в том, что он способен
вплетаться в иные виды профессиональной
деформации и составлять их
идейно-психологическую основу. Неуважение
к праву и неверие в него зачастую может
привести к радикализму в профессиональной
деятельности, вылиться в
спекулятивно-популистические акции
либо закрепиться в виде конформистски
настроенной жизненной позиции.
Научные исследования этой
проблемы в современной России отмечают
такие черты правового нигилизма, как
подчеркнуто демонстративный и
конфронтапионно-агрессивный характер,
массовое распространение, многообразие
форм проявления, слитность с политическим,
нравственным, духовным и экономическим
нигилизмом, разрушительный характер.
Проведенное недавно диссертационное
исследование профессиональной деформации
следователей органов внутренних дел
констатирует у этих работников отсутствие
позитивных социально-правовых установок
на соблюдение законности, равнодушие
к правам и свободам личности, неуважение
к принципу презумпции невиновности,
заниженная оценка собственной правовой
защищенности. Очевидно, что подобные
явления характерны и для представителей
других юридических профессий, ибо они
являются отражением переживаемого
современной Россией периода общего
кризиса законности.
Правовой инфантилизм
представляет собой
достаточно известную и традиционную
разновидность профессиональной
деформации. В его основе лежит пробельность
и невоспитанность правового сознания,
определяемые недостаточными для успешной
профессиональной деятельности
юридическими знаниями и навыками
выполнения служебных функций. Правовой
инфантилизм - это юридическое бескультурье,
безграмотность и непрофессионализм,
выражающийся в пробелах правового
образования, в несформированности
личности как профессионального работника.
Он может объясняться как психологической
и интеллектуальной неспособностью
личности к восприятию правовых знаний
(слабость памяти, рассеянность внимания,
пассивность воображения, узость личных
интересов и т. д.), так и быть результатом
постепенной деградации личности. Это
не только правосознание бывшего
«троечника» в вузе, ибо говорят, что из
«троечников» вырастают генералы, но и
возможность индивидуального угасания
под влиянием жизненных условий,
интеллектуальных и творческих качеств
личности. Показателями подобного
правосознания являются отсутствие
целостности и системности правовых
знаний, узкий горизонт профессиональных
возможностей деятельности, своеобразное
ремесленничество в практической работе,
нетворческий характер и неряшливость
в решении служебных задач.
Одним из важнейших
требований, предъявляемых к профессии
юриста, является необходимость постоянной
и систематической работы над собой в
виде самостоятельного изучения нового
законодательства и научной литературы
по специальности. Между тем, как
свидетельствует практика, для многих
специалистов окончание учебы в вузе
становится окончанием формирования
профессионального интеллекта. Навыки
практической деятельности, почерпнутые
из сомнительных с точки зрения законности
источников, могут отрицательно
сказываться, разрушать и без того хрупкий
каркас правовой информированности,
приобретенной в вузе. Личность специалиста
останавливается в своем развитии и даже
может деградировать в интеллектуальном
отношении. Этому способствуют чрезмерная
служебная загруженность, специализация
по рассмотрению однообразных юридических
дел, накопление жизненной усталости,
влияние социальной среды и т. д.
Результатом правового инфантилизма
являются ошибки, неряшливость и брак в
работе, а иногда даже должностной
произвол, основанный на незнании
действующего законодательства и
представлениях о своей служебной
несвязанности правом. Отсюда и возникает
довольно актуальный и практически
важный вопрос об ответственности
должностного лица за незнание права и
неумение правильного применения его
норм и принципов на практике. Ошибочность
и произвол в работе следователя, судьи,
прокурора сродни браку в работе врача.
И в том и в другом случае последствием
безграмотности может быть искалеченная
судьба человека. Профессиональный
инфантилизм, следовательно, не так уж
безобиден. А это означает необходимость
создания и деятельности особых
квалификационных комиссий для определения
мер ответственности за брак в работе,
наступивший вследствие незнания своей
профессии.
Негативно-правовой
радикализм в
качестве особой разновидности
профессиональной деформации правосознания
не получил еще серьезной научной
разработки.
Данным понятием охватывается
особое состояние профессионального
правосознания, характеризующееся
своеобразным «перерождением»
идейно-психологической структуры
личности и ее настроем, готовностью к
решительным противоправным действиям.
Правовые знания и навыки деятельности
здесь приносятся в жертву преступным
целям. Искажение познавательной,
мотивационной и поведенческой сфер
личности достигает такого уровня,
который сообщает правосознанию аномальный
характер, ориентирует его на достижение
преступных намерений. Это, как отмечается
в науке, наиболее опасная, точнее
социально-вредная форма профессиональной
деформации. Неуважение к праву у
негативных радикалов трансформируется
в противоправный умысел использовать
должностное положение в личных корыстных,
карьерных и иных антисоциальных целях.
Негативно-правовой радикализм,
в сущности, представляет собой внутренне
сформировавшееся противоправно
ориентированное сознание должностного
лица, которое использует профессиональные
знания и навыки в личных целях. Он
выражается в состоянии маргинального
повседневного поведения и всего образа
жизни. Подобный радикал рассуждает и
живет по формуле: «Не я существую для
права, а право существует для того, чтобы
я хорошо жил». Отсюда, взяточничество,
мошенничество, должностной подлог и
весь «букет» прочих злоупотреблений
властным положением.
Возникает закономерный вопрос:
откуда берется, как формируется
негативно-правовой радикализм? Думается,
можно выделить два фактора, управляющих
его формированием. Это, во-первых,
изначально сложившаяся «доюридическая»
антисоциальная жизненная позиция как
результат личного жизненного опыта. И,
во-вторых, влияние на личность
неблагополучной социальной микросреды,
из которой она черпала негативный заряд
знаний и практики. Одиозность
негативно-правового радикализма требует
от него постоянного лавирования,
маскировки, ибо его антиправовая сущность
очевидна и свидетельствует о необходимости
устранения из сферы публичной деятельности.
И это подчеркивает важность и необходимость
постоянной контрольно-надзорной и
воспитательной работы в юридических
организациях.
Спекулятивно-правовой
популизм как особая
разновидность профессиональной
деформации выражается в субъективном
настрое должностного лица на внешнюю
аффектацию своей личности и результатов
деятельности, на подчеркивание
исключительной значимости своего
отношения к делу и стремления на этой
основе укрепить свой социальный и
служебный статус. Это идейно-психологическая
готовность «работать на публику»,
искусственно рассчитывая на популярность
собственных правовых воззрений и
практических действий и выигрыш во
мнениях и оценках других людей.
Сам термин «популизм»
понимается как ориентация
субъектов политики в своей деятельности
на идеи и интересы народных масс,
испытывающих неудовлетворенность
условиями социальной жизни.
Спекулятивный популизм
рассматривается в виде тактики заигрывания
с народом, спекулирования на его
потребностях с целью приобретения
авторитета и, в конечном счете, личных
благ, выгоды от подобной политики.
Аналогичные черты спекулятивного
популизма иногда наблюдаются в
правотворческой деятельности. Это может
быть как искусственная «игра» на
отстаивании ведомственных, корпоративных
интересов и связанных с ними льгот, прав
и привилегий. В этом случае
спекулятивно-правовой популизм выглядит
как одно из проявлений стремления к
бюрократической неуязвимости. Аналогичное
значение имеет и так называемый
«ведомственный патриотизм» в виде
искусственного подчеркивания и раздувания
значимости сугубо ведомственных
интересов и противопоставление их
интересам общегосударственным. Такова
сегодняшняя практика правотворческого
закрепления льгот и привилегий за
сотрудниками отдельных ведомств,
подрывающая государственный бюджет.
Но наиболее часто спекулятивно-правовой
популизм является выражением карьеристских
устремлений отдельных должностных лиц,
паразитирующих на демократических и
правовых ценностях, стремящихся
изобразить из себя «своего в доску» и
перед начальством, и перед сослуживцами.
Личные эгоистические интересы, таким
образом, маскируются борьбой за
общечеловеческие и правовые идеалы,
демагогическими рассуждениями о высших
или корпоративных ценностях. Разумеется,
что спекулятивный популизм менее вреден,
чем негативный радикализм, однако он
подменяет интересы дела эгоистическими
личными или корпоративными интересами,
и это требует своевременного его
угадывания и устранения.
Нравственно-правовой
конформизм характеризует
правосознание должностного лица,
ориентирующегося в своей деятельности
на образцы и стандарты ролевого поведения,
культивируемого в данной социальной
среде.
Термин «конформный»
понимается как соглашательский,
стремящийся к сглаживанию различий.
Конформист в трудовом
коллективе - это соглашатель и подражатель
в осуществлении служебных функций. Он
рассуждает и живет по формуле: «Я поступаю
так потому, что и другие ведут себя так
же». Микросреда для него представляет
ту питательную почву, из которой он
черпает свои собственные взгляды и
убеждения. Пассивность и безынициативность
- главные черты конформизма.
Нравственно-правовой конформизм
в качестве деформации профессионального
сознания юриста характеризуется
пассивным восприятием правовой
действительности, подлаживанием под
сложившиеся стандарты нравственно-правового
поведения, стремлением угодить коллегам
по работе и начальству, некритическим
отношением к маргинальным требованиям
и актам практической деятельности. Это
пассивная жизненная позиция в расчете
на понимание и покровительство в трудовом
коллективе.
Подобный конформизм может
совмещать в себе черты правового
инфантилизма и спекулятивного популизма,
ибо безынициативность должностного
лица иногда основывается на недостаточных
профессиональных знаниях или выражается
в «игре» на публику, в удовлетворении
социальных ожиданий ближайшей и такой
же пассивной социальной среды. В
литературе подчеркивается такая
особенность нравственно-правового
конформизма, как податливость, стремление
угодить давлению вышестоящих инстанций
и требованиям влиятельных лиц. А это,
как известно, ведет к злоупотреблению
служебным положением. Социальная
вредность данной разновидности
профессиональной деформации объясняется
также игнорированием проблемы борьбы
за права и свободы личности, уходом от
других актуальных вопросов активной
правовой жизни общества. Отсюда вытекает
потребность систематической воспитательной
работы с субъектами — носителями
подобного правосознания.
В научной литературе наряду с
рассматриваемыми видами профессиональной
деформации выделяются и некоторые
другие, например «правовой идеализм»,
«состояние фрустрации»), «перерождение»
и т. д. Однако думается, обоснование их
самостоятельности нуждается в
дополнительной аргументации.
Итак, исходя из всего
вышесказанного, профессиональная
деформация - это проявления в личности
под влиянием некоторых особенностей
профессиональной деятельности, таких
психологических изменений, которые
начинают негативно влиять на осуществление
этой деятельности и на психологическую
структуру самой личности.
1.2. Возникновение и
особенности проявления профессиональной
деформации у сотрудников органов
прокуратуры
1.2.1. Специфика деятельности
сотрудников органов прокуратуры
Прокуратура –
самостоятельный независимый орган
власти. Её основной задачей является
обеспечение верховенства закона,
укрепление законности, защиты прав и
свобод гражданина. Основными направлениями
деятельности прокуратуры являются:
1)соблюдение Конституции РФ; 2) соблюдение
закона на территории РФ; 3) уголовное
преследование; 4) координация деятельности
органов прокуратуры по борьбе с
преступностью.
Профессиональная
деятельность служащих прокуратуры
является сложной и многогранной. Основные
направления, цели и задачи работы,
служебные обязанности их определяются
функциями органов прокуратуры.
Первая
особенность, которую необходимо отметить
при анализе профессиональной деятельности
сотрудника прокуратуры, - это ее жесткая
правовая регламентация.
Данная
особенность прокурорской деятельности
способствует формированию у субъекта
уважения к закону, стремлению строго
придерживаться правовых норм. Потребность
соблюдать правовые нормы - одна из
ведущих, доминирующих среди прочих
социально значимых потребностей
служащего прокуратуры.
Для
эффективного выполнения своих должностных
обязанностей закон наделяет сотрудников
прокуратуры широким кругом властных
полномочий, что требует от сотрудника
прокуратуры высокого уровня персональной
ответственности за свои действия,
принимаемые решения, их результаты и
последствия.
Еще
одной характерной особенностью
деятельности сотрудника прокуратуры
является его особый статус, правовая
самостоятельность и независимость от
влияний, исходящих от любых органов
государственной власти и должностных
лиц (принцип независимости органов
прокуратуры). Никто не вправе заставить
прокурора действовать вопреки своим
внутренним убеждениям.
Профессиональная
деятельность сотрудника прокуратуры
имеет следующую характерную особенность:
большое количество контактов с различными
людьми, с которыми по долгу службы
приходится вступать во взаимодействие.
По
своему психологическому содержанию
работа сотрудников органов прокуратуры
является крайне конфликтной[5]. Нередко,
отстаивая законность, они сталкиваются
с открытым или скрытым противодействием
со стороны нарушивших закон лиц, которые
пытаются уклониться от ответственности,
в той или иной форме оказать на них
давление, повлиять на принимаемые
решения.
Тем
самым, деятельность сотрудников органов
прокуратуры отличается экстремальностью[6],
высокими эмоциональными и психологическими
нагрузками.
Кроме
того, напряженность в работе сотрудников
органов прокуратуры связана с
необходимостью интенсивного анализа
большого объема сложной многообразной
информации (а также дезинформации) в
условиях острого дефицита времени.
Нервно-психические перегрузки зачастую
усугубляются нерегулярной сменой
условий и темпа труда, нарушениями
привычной суточной жизнедеятельности,
вынужденным отказом от регулярного
отдыха.
В
целом деятельность сотрудников
прокуратуры представляет собой требующий
большого напряжения, терпения,
добросовестности, знаний и высокой
ответственности труд, основанный на
строжайшем соблюдении закона.
Труд
сотрудников прокуратуры, весьма
разнообразный и сложный, имеет целый
ряд черт, которые отличают его от труда
большинства людей других профессий.
Во-первых, данный вид деятельности
характеризуется чрезвычайным разнообразием
решаемых задач. Программа решения этих
задач может быть выражена в самой общей
форме, которая, как правило, сформулирована
в правовой норме. Каждое новое дело
представляет собой новую задачу. Чем
меньше шаблонов в подходе к делу, тем
более вероятен правильный исход в
поисках истины. Это требует творческого
подхода, наличия у представителей данной
профессии таких качеств, как развитое
воображение, интуиция, эвристичность
мышления, что характеризует творческий
характер труда сотрудников органов
прокуратуры. Необходимость преодоления
препятствий, которые создаются на пути
решения задач, требует постоянных
волевых усилий и активной умственной
деятельности. Во-вторых, деятельность
сотрудников прокуратуры при всей ее
сложности и разнообразии полностью
подвергается правовому регулированию,
и это сказывается на личности каждого
сотрудника прокуратуры. Уже при
планировании своей деятельности любой
работник мысленно сопоставляет будущие
действия с нормами законодательства,
регламентирующими эти действия.
В
структуре деятельности сотрудников
органов прокуратуры можно выделить
четыре стороны: коммуникативную,
организационную, познавательную и
воспитательную.
Одной
из главных сторон деятельности сотрудников
прокуратуры является коммуникативная
деятельность, которая заключается в
общении в условиях правового регулирования.
Это правовое регулирование накладывает
специфический отпечаток на всех
участников общения, наделяя их особыми
правами и обязанностями и придавая
особый оттенок общению. Но общение
сотрудников прокуратуры происходит не
только между собой, но и с другими людьми,
а это требует наличия таких качеств и
умений, как: общительность, приветливость,
терпимость, умение установить
психологический контакт, умение
внимательно слушать собеседника,
дипломатичность, эмоциональная
сдержанность и др. Сотрудник прокуратуры
должен иметь некоторые психологические
познания, чтобы понять человеческую
психику и проникнуть в духовный мир
людей.
Для
деятельности сотрудников прокуратуры
характерна высокая эмоциональная
напряженность труда. Причем чаще это
связано с эмоциями отрицательными, с
необходимостью их подавлять, а
эмоциональную разрядку откладывать на
сравнительно большой период времени.
Труд
работников прокуратуры связан с
осуществлением особых властных
полномочий, с правом и обязанностью
применять власть от имени закона. Поэтому
у большинства лиц развивается
профессиональное чувство повышенной
ответственности за последствия своих
действий, а в деловых отношениях
сотрудники строго следуют ощественным
и правовым нормам. Главное требование,
предъявляемое к сотрудникам прокуратуры
– умение разумно, законно пользоваться
властью.
Для
профессиональной деятельности сотрудников
прокуратуры характерна организационная
сторона деятельности, которая, как
правило, имеет два аспекта: а) организация
собственной работы в течение рабочего
дня, недели, организация работы по делу
в условиях ненормированного рабочего
дня; б) организация совместной работы
с другими должностными лицами,
правоохранительными органами и др.
Для
организации собственной работы сотруднику
прокуратуры необходимы такие качества,
как: уравновешенность, самоконтроль,
способность анализировать ситуации и
делать осмысленные заключения,
энергичность, дисциплинированность,
самокритичность, находчивость,
самоорганизованнсть, терпимость и т.п.
Для
организации совместной работы с другими
должностными лицами, правоохранительными
органами, сотрудники прокуратуры должны
обладать следующими качествами:
настойчивость, требовательность,
выдержка, умение общаться (но это уже
относится к коммуникативной стороне
деятельности) и др.
Познавательная
сторона деятельности заключается в
значительной мере в том, что в процессе
работы с людьми у сотрудников органов
прокуратуры формируются определенные
знания о человеческой психике, что
заставляет их оперировать положениями
так называемой практической психологии
и быть в какой-то мере осведомленными
в этой области. Однако объем и качество
таких знаний, преимущественно интуитивных,
не могут выйти за рамки индивидуального
опыта и личных данных того или иного
работника. Кроме того, такие эмпирические
знания о душевном мире человека,
приобретаемые от случая к случаю,
бессистемны, и поэтому они не могут
удовлетворять всё возрастающие требования
жизни. Для наиболее объективного и
квалифицированного решения множества
вопросов, постоянно возникающих перед
работниками, наряду с юридической и
общей эрудицией, профессиональным
опытом требуются также и обширные
психологические знания, а это требует
постоянного практического изучения и
познания духовного мира собеседников.
Но дело не только в этом. В наше время
изменений претерпевают и законодательные
акты, что требует постоянной осведомленности
об изменениях в законодательстве
сотрудников органов прокуратуры как
представителей законной власти, поэтому
сотрудник прокуратуры обязан постоянно
изучать, раз