Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих Крапивина Ольга Валерьевна
Диссертация - 15у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат - 6 у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Крапивина Ольга Валерьевна. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Тамбов, 2004 200 c. РГБ ОД, 61:04-19/700
Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. «Эмоциональное выгорание» как психологический феномен 13
§ 1. История и современное состояние исследований «эмоционального
выгорания» в зарубежной и отечественной литературе 13
§ 2. Эмоциональное выгорание у пенитенциарных служащих как
профессиональная деформация личности 36
§3. Психологическая помощь лицам с синдромом выгорания: современная
практика 62
Выводы по главе 82
Глава 2. Экспериментально-психологическое исследование феномена
«эмоционального выгорания» у пенитенциарных работников 84
§1. Социально-психологические корреляты синдрома эмоционального
сгорания у сотрудников исправительной колонии 85
§2. Констатирующий эксперимент: феноменология эмоционального
выгорания у пенитенциарных служащих 107
§3. Эмоциональное выгорание у пенитенциарных служащих: определение,
структура, факторы, механизмы 117
Глава 3. Акмеологический подход к преодолению «эмоционального выгора
ния» 126
§1. Влияние психологических тренингов на эмоциональное выгорание у
сотрудников исправительных учреждений 126
§2. Основные направления работы с эмоциональным выгоранием для
психологов пенитенциарной службы и практических психологов 141
Выводы по главе 150
Заключение 153
Библиография 158
Приложения 175
Введение к работе
Актуальность исследования.
На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако, далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.
В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии развития, акмеологии, медицинской психологии, психологии труда является исследование специфических социально-психологических явлений, к числу которых относится и «эмоциональное выгорание» среди профессионалов разных областей труда, разработка программ по их предупреждению и коррекции.
Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий (врачи, психологи, педагоги, руководители разных рангов, работники сферы обслуживания, юристы, военные и др.), показывают подверженность их профессиональным деформациям (А.В.Буданов, 1990; Б. Д. Новиков, 1993; А. А. Реан, 1994; А.Р. Фонарев, 1995; А.К.Маркова, 1996; СП. Безносов, 1997; Е.Т.Лунина, 1997; Ю.А. Юдчиц, 1998; С.Е.Борисова, 1998; Е.Д. Юрченко, 2000 и др.). Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального выгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов (H.G. Freudenberg, 1974; С. Maslach, 1982; Т.В. Форматок, 1994; А.К. Маркова, 1996; В.В. Бойко, 1996; Н.Е.Водопьянова, Н.В. Гришина, 1997; В.Е. Орел, 2001; Т.И. Ронгинская, 2002 и др.) и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.
По данным исследований В.В. Лебедева, С.Э.Тимошенко, 1993; Б.Д.Новикова, 1993; СП. Безносова, 1997, к категории работников, подверженных риску развития «эмоционального выгорания», относятся и пенитенциарные служащие, профессиональная деятельность которых имеет ряд специфических особенностей, осложнена множеством негативных факторов. Её успешность определяется не только и не столько профессиональными знаниями, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счёт развития профессионально важных и личностных качеств. Особенно это касается тех отделов уголовно-исполнительной системы (УИС), представители которых непосредственно общаются с заключёнными. Все это требует разработки и использования соответствующих профилактических мероприятий в пенитенциарной системе.
Несмотря на немалое количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональных деформаций у сотрудников УИС (B.C. Медведев, 1992; Б.Д. Новиков, 1993; В.В. Лебедев, 1993; СП. Безносое, 1997; СЕ. Борисова, 1998; Е.Г.Лунина, 1997; И.М. Долматова, 2001), исследований синдрома эмоционального выгорания явно недостаточно, следствием чего является дефицит научного знания о сущностях и механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции. Поэтому, актуальным представляется организация и проведение специального научного исследования, направленного на изучение «выгорания» у пенитенциарных служащих, а также мер по предупреждению и устранению этого феномена.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
большой вероятностью возникновения у сотрудников уголовно-исполнительной системы разных форм профессиональной деформации, в том числе «эмоционального выгорания», под влиянием сложных условий профессиональной деятельности;
недостаточной изученностью проблемы «выгорания» у представителей социальных профессий, и особенно, у пенитенциарных служащих;
отсутствием надежных, апробированных методик профилактики и коррекции явления «эмоционального выгорания» у работников УИС.
Степень разработанности проблемы.
Понятие «эмоционального выгорания» впервые появилось в зарубежной психологии в конце 20-го века (H.G. Freudenberg, 1974; С. Maslach, 1982; B.Pelman, Е. Hartman, 1982; Н. Kuunarpuu, 1984; К. Kondo, 1991 и др.). В отечественной психологии есть немало исследований, посвященных феномену «выгорания» в среде педагогов (А.А. Реан, 1994; Л.М. Митина, 1994; Т.И. Ронгинская, 2002; О.А. Баронина, 2003 и др.), у медицинских работников (Г.С.Абрамова, Ю.А. Юдчиц, 1998; Н.В. Козина, 1998 и др.), социальных работников (Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова 1997 и др.); управленцев (Н.Е.Водопьянова, А.Б. Серебрякова, 1997 и др.), у торгового персонала, менеджеров (А.Р. Фонарев, 1995; Н.Е.Водопьянова, 1997 и др.), у психологов (Е.Г. Лешукова, 1995; А.Н. Моховиков, 2001 и др.). Что касается «выгорания» у пенитенциарных служащих, то специальных исследований, посвященных данной проблеме, нами не обнаружено.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания у пенитенциарных служащих.
Предмет исследования: содержание, структура, условия и механизм развития «эмоционального выгорания» у сотрудников исправительных учреждений.
Гипотеза исследования состояла в следующем:
для пенитенциарных служащих характерна такая форма профессиональной деформации личности как «эмоциональное выгорание»;
содержание явления «эмоционального выгорания» у пенитенциарных служащих обусловлено рядом внешних (связанных с условиями деятельности) и внутренних (связанных с особенностями личности сотрудника) факторов;
- эффективность психологической работы с лицами, подверженными «выгоранию» обеспечивает акмеологический подход и знание механизмов, факторов развития и структуры феномена. ..
Были определены следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ, систематизацию и обобщение литературы по исследуемой проблеме.
2. Выявить степень распространенности, особенности, механизмы и факторы «выгорания» у сотрудников пенитенциарной системы.
3. С учетом выявленных особенностей и механизмов образования предложить технологию психологической работы по предупреждению и устранению изучаемого феномена в данной профессиональной среде.
4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности психологической коррекции «выгорания» в учреждениях Управления исполнения наказаний (УИН) и разработать соответствующие рекомендации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: принцип единства личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.); комплексный подход в акмеологии (Б.Г.Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.); системный подход (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов и др.); принцип развития (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); акмеологические концепции (Н.А. Кузьмина, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.Н. Богданов, А.С. Гусева, Н.А. Коваль и др.); идеи
саморазвития и самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); представление о психологической сущности профессионализма (Е.А. Климов, К.К. Платонов, А.К. Маркова, Г.Г. Голубева, В.Д. Шадриков и др.); гуманистические идеи отечественной и зарубежной психологии (А. Маслоу, A.IY Асмолов, А.В. Брушлинский и др.); психологические концепции «эмоционального выгорания» (H.G. Freudenberg, С. Maslach, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова и др.).
Экспериментальная база и этапы исследования.
Эмпирическое исследование проводилось в период с 2002 по 2004 годы среди сотрудников исправительной колонии №1, исправительной колонии №4, следственного изолятора №1 Тамбовского Управления исполнения наказаний. Исследованием в общей сложности было охвачено 204 сотрудника в возрасте от 20 до 55-ти лет.
Работа проведена в 4 этапа.
I этап - теоретический (2001 - 2002 гг.). Проведен теоретический анализ содержания феномена «эмоционального выгорания», характерного для ряда социальных профессий, определены его неотъемлемые составляющие (атрибуты). Осуществлен анализ основных факторов развития «выгорания» и профессиональной деформации у служащих пенитенциарной системы.
II этап - эмпирический (2002 - 2003 гг.). На базе исправительной колонии №1 проведено пилотажное исследование синдрома выгорания среди сотрудников отдела безопасности, которое подтвердило актуальность исследования этой проблемы у пенитенциарных служащих, выявило некоторые способствующие факторы, получено первое представление о структуре изучаемого явления. Проведен констатирующий срез показателей синдрома эмоционального выгорания среди сотрудников исправительных колоний и следственного изолятора, получены дополнительные сведения о структуре и механизмах «выгорания».
III этап - формирующий (2003 - 2004 гг.). Подобран комплекс превентивных и коррекционных мер психологического воздействия, проведена
адаптация имеющихся тренинговых методик, обеспечивающих оптимальный коррекционный и профилактический эффект «выгорания» в условиях УИС и осуществлена опытно-экспериментальная проверка разработанной коррекционной программы в исправительных колониях Тамбовской области.
IV этап - заключительный (2004 г.). Проведены анализ и обобщение полученных результатов, сформулированы выводы, разработаны практические рекомендации, оформлялся текст диссертации.
Методы исследования:
? Теоретико-методологический анализ. •
? Эмпирические методы - психодиагностические (наблюдение, беседа, тестирование) и специально организованное психологическое воздействие (тренинг). На этапе диагностического исследования использованы тесты: В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания»; «Опросник на «выгорание» MBI С. Maslach & S.E.Jackson», адаптированный Н.Е. Водопьяновой; исследование мотивационного ядра группы; диагностика степени удовлетворенности основных потребностей; методика смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева; методика «Выход из трудных жизненных ситуаций». На этапе формирующего эксперимента тематика и содержание тренинговых занятий подбирались с учетом теоретического анализа феномена выгорания и результатов пилотажного исследования.
? Методы математической статистики: описательный, корреляционный, факторный и сравнительный анализы (непараметрические критерии различий для независимых выборок и непараметрический критерий сдвига для связанных выборок). Вычисления выполнены с использованием компьютерной программы «SPSS 10.0for Windows».
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены: методологической, теоретической и практической обоснованностью отправных положений исследования; использованием комплекса методов, адекватных задачам и логике исследования; представительностью выборки; качественным и количественным анализом полученного материала, использованием методов математической обработки и статистической значимостью экспериментальных данных, непротиворечивостью результатов на различных этапах исследования.
Новизна исследования.
Диссертационная работа обогатила научную концепцию «выгорания» новыми доказательствами и фактами на примере пенитенциарных служащих. Уточнена, и дополнена феноменология «эмоционального выгорания» у сотрудников уголовно-исполнительной системы, выявлены его особенности: степень, структура, закономерности развития (факторы, условия, механизм). Показано, что «эмоциональное выгорание» у работников УИС является центральным моментом профессиональной; деформации личности. Профилактическая и коррекционная работа с «эмоциональным выгоранием» впервые организована в рамках, акмеологического подхода на основе формирования профессионализма личности сотрудника с опорой на знание о структуре, факторах и механизмах развития.
Теоретическая значимость.
Исследование расширило теоретические представления о феномене «эмоционального выгорания» в психологии труда, акмеологии. Предложено рабочее определение явления «эмоционального выгорания» у пенитенциарных служащих. Расширено представление о механизмах, лежащих в основе возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания. Показана ведущая роль внутренних факторов (мотивации, самореализации, самосознания и самопринятия, осмысленности профессиональной роли) в развитии «выгорания». Доказана целесообразность поиска решения проблемы «эмоционального выгорания» в рамках акмеологического подхода.
Практическая значимость работы.
Результаты проведенного исследования позволяют администрации и психологам, работающим в пенитенциарной системе, глубже понять причины профессиональных трудностей сотрудников УИС, способствующие развитию у них явления «эмоционального выгорания», и принять соответствующие меры по его предупреждению и устранению. Разработаны и апробированы
рекомендации по психологической коррекции «эмоционального выгорания» для пенитенциарных служащих. Показана эффективность психологической работы по профилактике и устранению «выгорания» в указанной профессиональной среде, организованной в рамках акмеологического подхода, ориентированного на личностный и профессиональный рост сотрудника. Результаты диссертационной работы помогут социальным психологам и психологам-консультантам в организации психолого-просветительской работы среди представителей других социальных профессий, например, сотрудников правоохранительных органов, службы спасения, педагогов, обслуживающего персонала, социальных работников, медиков и т.п. Они также дают практическим психологам необходимый материал для проведения профилактической и консультативной работы по предупреждению и коррекции «эмоционального выгорания» у представителей этих профессий. Положения, выносимые на защиту:
1. Для служащих уголовно-исполнительной системы характерна высокая частота встречаемости и степени выраженности проявлений синдрома эмоционального выгорания.
2. Синдром эмоционального выгорания у сотрудников УИС обусловлен рядом внешних и внутренних факторов. К внешним относятся сложные особенности условий труда: напряженная, эмоционально насыщенная деятельность, использование властных полномочий, спецконтингент, низкое общественное признание при высоком контроле, отсутствие положительного подкрепления, нестабильность, конфликтность. К внутренним факторам, помимо индивидуальных и социально-демографических, относятся личностные особенности и показатели самореализации (мотивация, трудности осмысления собственной профессиональной роли и жизни в целом, ограничение возможности для личностного роста и развития).
Синдром эмоционального выгорания в данной профессиональной среде включает в себя такие признаки как: ограничение эмоциональной отдачи и негативное восприятия себя как профессионала, эмоционально-нравственная дезориентация, уход от обязанностей, требующих эмоциональных затрат, увеличение доли отрицательных эмоций.
4. «Стартовым» механизмом развития «эмоционального выгорания», а точнее первой его фазы «Напряжение», у сотрудников является «когнитивный диссонанс», то есть несоответствие между знаниями и собственными представлениями субъекта о значимости его профессии, ожиданиями от нее и реальной трудовой деятельностью, что сопровождается чувством дискомфорта. В процессе развертывания «выгорания» механизмом развития его второй фазы «Резистенция» выступает дистресс. Третьей фазе «Истощение» соответствует психологическая защита, вырабатываемая субъектом деятельности в ответ на хронические психотравмирующие воздействия профессиональной жизни.
5. По сути, эмоциональное выгорание у пенитенциарных служащих — это форма профессиональной деформации субъекта профессиональной деятельности, приобретенная им в результате действия защитных механизмов в ответ на психотравмирующее воздействие условий работы в исправительно-трудовых учреждениях, обнаруживающая себя в снижении эмоциональной отдачи, в стремлении сократить профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат, а также в стремлении оправдать это путем обесценивания деятельности и ее предмета.
6. Целесообразным в профилактике и коррекции синдрома выгорания является акмеологический подход, ориентированный на самореализацию личности профессионала. Эффективность преодоления «эмоционального выгорания» у пенитенциарных служащих основана на использовании; в профилактической и коррекционной работе знаний о сущности и механизмах его возникновения и активности самого субъекта деятельности.
Апробация результатов исследования.
Теоретические и экспериментальные материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр общей и социальной психологии ТГУ им. Г.Р. Державина, на аспирантских семинарах (2002 - 2004). Основные положения и результаты диссертационной работы были представлены на
И
научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Медико-биологические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград, 2002); Всероссийская конференция «Психологическое здоровье и безопасность личности» (Тамбов, 2003); Всероссийская Internet-конференция «Потенциал личности: комплексная проблема» (Тамбов, 2003); научные конференции преподавателей и аспирантов ТГУ им. Г.Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 2003, 2004); Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2004); а также в научно-теоретическом и прикладном журнале «Вестник Тамбовского государственного университета» Серия Гуманитарные науки (Тамбов, 2003).
Материалы исследования используются в лекционных курсах «Медицинская психология», читаемые студентам Тамбовского медицинского колледжа.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Работа иллюстрирована рисунками, диаграммами, таблицами.