Эмоциональное выгорание как фактор деформации ценностно-смысловой сферы личности в условиях экстремальных ситуаций Мушастая Наталья Викторовна
Диссертация - 15у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат - 6 у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Мушастая Наталья Викторовна. Эмоциональное выгорание как фактор деформации ценностно-смысловой сферы личности в условиях экстремальных ситуаций : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Мушастая Наталья Викторовна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2007.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-19/634
Введение к работе
Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономических изменений, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессиональным качествам личности. Однако осуществление эффективной профессиональной деятельности затрудняется при возрастании вероятности развития неблагоприятных психических состояний.
В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии развития, акмеологии, медицинской психологии, психологии труда является исследование специфических социально-психологических явлений, к числу которых относится и «эмоциональное выгорание» среди профессионалов разных областей труда, а также разработка программ по их предупреждению и коррекции.
Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий (врачи, психологи, педагоги, руководители разных рангов, работники сфер обслуживания, юристы, военные и др.) показывают подверженность их профессиональным деформациям (Б.Д. Новиков, 1993; А.А. Реан, 1994; А.Р. Фонарев, 1995; А.К. Маркова, 1996; СП. Безносое, 1997; Е.Т. Лунина, 1997; Ю.А. Юдчиц, 1998; СЕ. Борисова, 1998; Е.Д. Юрченко, 2000 и др). Одним из частых негативных проявлений представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального сгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов (H.G. Freudenberg, 1974; С. Maslach, 1982; Т.В. Форманюк, 1994; А.К. Маркова, 1996; В.В. Бойко, 1996; Н.Е.Водопьянова, 2000; Т.Н. Ронгинская, 2002) и проявляется как "приглушение" эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утраты веры в собственные силы и др.
По данным исследований (СП. Безносов, 2004, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченко, 2005), к категории работников, подверженных риску развития «эмоционального выгорания», относятся и сотрудники МЧС, профессиональная деятельность которых имеет ряд специфических особенностей, осложнена множеством негативных факторов, приводящим к существенным личностным деформациям. Ее успешность определяется не столько профессиональными знаниями, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных важных и личностных качеств.
Несмотря на немалое количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональной деформации у сотрудников, связанных с деятельностью в экстремальных условиях, исследований влияния синдрома эмоционального выгорания на структуру личности явно недостаточно, что
затрудняет разработку эффективных методик его профилактики и коррекции. Поэтому актуальным представляется организация и проведение специального научного исследования, направленного на изучение влияния «выгорания» на личность сотрудников экстремальных профессий, а также мер по предупреждению и устранению этого феномена.
Цель исследования - изучение особенностей профессионального выгорания как фактора деформации ценностно-смысловой сферы личности работников социальных профессий в условиях экстремальных ситуаций.
Цель исследования была конкретизирована в следующих задачах:
-
Анализ современных подходов и моделей к профессиональной успешности сотрудников социальных профессий.
-
Анализ современного акмеологического подхода к особенностям профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях .
-
Изучение изменений личностных профилей сотрудников социальных профессий в ходе выполнения ими служебной деятельности в ситуациях разной экстремальной насыщенности.
-
Выделение и анализ специфических изменений ценностно-смысловой сферы сотрудников социальных профессий в ходе выполнения служебной деятельности в экстремальных ситуациях.
-
Исследование изменений мотивации профессиональной деятельности у сотрудников социальных профессий, работающих в экстремальных ситуациях.
-
Выделение признаков симптоматики профессионального выгорания у сотрудников социальных профессий, работающих в ситуациях разной экстремальной насыщенности.
-
Выявление влияния профессионального выгорания на деформации ценностно-смысловой сферы личности, работающей в экстремальной ситуации.
-
Разработка, с учетом выявленных особенностей, программы по предупреждению и устранению изучаемого феномена в данных профессиональных условиях.
Объектом исследования выступили сотрудники социальных профессий, работающие в условиях разной экстремальной насыщенности.
Предмет исследования: ценностно-смысловая сфера личности и особенности ее деформации в зависимости от специфики профессионального выгорания в экстремальных ситуациях.
Гипотезы исследования состояли в следующем:
1. Социальные профессии, связанные с экстремальными условиями деятельности, предполагают наличие специфических характеристик ценностно-смысловой сферы личности.
2. Деформации личности сотрудников социальных профессий под влиянием профессиональной деятельности будут обнаруживать специфические разнонаправленные изменения.
3. Важным фактором характеристики деформации личности может выступить эмоциональное выгорание как реакция на эмоционально-
напряженную коммуникативную деятельность в виде эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных обязанностей.
4. У сотрудников социальных профессий уровень профессионального выгорания будет зависеть от уровня экстремальной насыщенности ситуации, в которой реализуется их профессиональная деятельность, ее специфики и длительности пребывания в такой ситуации.
5. Сотрудники социальных профессий с разным уровнем эмоционального выгорания в зависимости от экстремальной насыщенности их профессиональной деятельности будут иметь различные трансформации ценностно-смысловой сферы.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются:
-
Современные отечественные акмеологические теории, рассматривающие комплексную науку о человеке, находящемся в период его зрелости, то есть наиболее продуктивном периоде жизни: К.А. Абульханова, О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, И.В. Дубровина, В.Г. Зазыкин, В.В. Знаков, А.Л. Журавлев, Н.И. Конюхов, Р.Л. Кричевский, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, А.К. Марова, В.Г. Михайловский, Э.А. Манушин, В.В. Петрусинский, В.А. Понамаренко, З.И. Рябикина, И.Н. Семенов, А.А. Ситников, Т.П. Скрипкина, Д.И. Фельдштейн, Е.А. Яблокова и др.
-
Положение о смысловой природе развития и функционирования личности в различных профессиональных контекстах: И.В. Абакумова.К.А. Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, Б.З. Басина, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, П.Н. Ермаков, А.А.Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.В. Налимов, В.Ф. Петренко, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И.Слободчиков, В.В. Столин.
-
Психология труда медицинского и социального работника: В.А. Аверин, Б.Г. Ананьев, В.П. Андронов, В.М. Бехтерев, М.И. Жукова, Б.Д. Карвасарский, Н.Д. Лакосина, С.А. Лигер, В.И. Петленко, Н.И. Пирогов, И.В. Поляков, Б.А. Ташлыков, Л.А. Цветкова, Б.А. Ясько и др.
-
Исследования синдрома профессионального выгорания у учителей (Т.В.Форманюк; А.А.Реан, А.Г.Маклаков, В.Е.Орел, Н.Е.Водопьянова, Т.И.Ронгинская), у медицинских работников (Г.С.Абрамова, Ю.А.Юдчиц, 1998; Н.В.Козина, 1998; И.Харди, 1998), социальных работников (Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова, 1997), управленцев (Н.Е.Водопьянова, А.Б.Серебрякова, Е.С. Старченкова; 1997), у торгового персонала, менеджеров (А.Р.Фонарев, 1995; Н.Е.Водопьянова, 1997), у психологов (Е.Г.Лешукова, 1995; А.П.Моховиков, 2001).
Для практического выполнения поставленных целей и задач были использованы несколько групп методов исследования:
1. Стандартизированное интервью в форме анкеты.
2. Включенное наблюдение.
3. Методика В.В. Бойко, с помощью которой изучались особенности формирования синдрома эмоционального выгорания. Методика позволяет определить подробную картину эмоционального выгорания, раскрывая три последовательные фазы: тревожное «Напряжение», «Резистенция» (или сопротивление) и «Истощение». Для каждого этапа характерно наличие определенных симптомов. Методика позволяет определить степень сформированности каждой фазы, степень выраженности отдельных симптомов, доминирующие симптомы в каждой фазе.
4. Психометрические методики, подобранные в соответствии с логикой исследования влияния эмоционального выгорания на деформации ценностно-смысловой сферы личности: эгоцентрации, группоцентрации и социальные центрации.
Статистическая обработка данных включала в себя процедуру оценки достоверности межгрупповых различий по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ, сравнительный анализ.
Научная новизна исследования.
В работе впервые изучены особенности «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными условиями ее реализации, на примере сотрудников министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и сотрудников отделений реанимации и интенсивной терапии в больницах (ОРИТ).
Уточнена и дополнена феноменология «эмоционального выгорания», выявлены его особенности, степень, структура, закономерности развития (факторы, условия, механизм) в зависимости от уровня экстремальной насыщенности профессиональной деятельности.
Показано, что «эмоциональное выгорание» у работников экстремальных профессий является одним из основных факторов деформации личности, в частности, ее ценностно-смысловых компонентов, и во многом определяет особенности профессионального выгорания.
Теоретическая значимость.
Исследование расширило теоретические представления о феномене «эмоционального выгорания» в психологии труда, акмеологии в связи со спецификой профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.
Показано влияние уровня экстремальной насыщенности профессиональной деятельности на особенности эмоционального выгорания.
Расширено понимание деформации личности в ее ценностно-смысловом аспекте.
Показаны особенности влияния эмоционального выгорания на деформации ценностно-смысловой сферы личности (мотивации, самореализации, самосознания и самоконтроля, осмысленности профессиональной роли и особенностей смысловых центрации).
Практическая значимость работы.
Результаты проведенного исследования позволяют администрации и психологам, работающим в организациях МЧС и ОРИТ, понять причины профессиональных трудностей у сотрудников, работающих в ситуациях разной экстремальной насыщенности, способствующие развитию у них явления «эмоционального выгорания», и принять соответствующие меры по
его предупреждению и устранению. Результаты диссертационной работы помогут социальным психологам и психологам - консультантам в организации психолого-просветительской работы среди представителей других социальных профессий.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются:
-общей логикой исследования и целостным подходом к решению проблемы;
-методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования;
-подбором комплекса диагностических методик и корректной организацией опытно- экспериментальной работы;
-репрезентативностью (необходимостью и достаточностью) выборки респондентов и статистическими методами обработки полученных в ходе эксперимента данных;
-результатами экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования.
Апробация результатов исследования.
Теоретические и экспериментальные материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр общей и прикладной психологи НФ МГЭИ г. Новороссийска, заседаниях кафедр общей психологи и психологии развития ЮФУ (РГУ), студенческих семинарах (2004-2006). Основные положения и результаты диссертационной работы были представлены на научно-практических конференциях:
XXXIII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа — г. Краснодар, март 2006 год;
VII научно - методической конференции «Наука и знание» - г. Новороссийск, НФ МГЭИ, апрель 2006 года;
Региональной научно — практической конференции «Воспитательная среда как фактор повышения эффективности образовательной деятельности» - г. Коряжма, 28-30 апреля 2006 года (Северный филиал МГЭИ);
Научно-практической конференции «Профессиональная подготовка и становление личности будущего специалиста в условиях обучения в филиале» - г. Анапа, 1-2 июня 2006 года;
I научной конференции студентов НФ МГЭИ, г. Новороссийск 23-24 ноября 2006 год;
Международной научно-практической конференции "Психолого-педагогические аспекты культурного развития личности" 25 января 2007 года;
Международной научно-практической конференции аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» г. Санкт-Петербург 19-21 апреля 2007г.;
Материалы исследования используются в лекционных курсах «Психология труда», «Психология управления», «Психология самопомощи», читаемые студентам Новороссийского филиала МГЭИ.
Положения выносимые на защиту:
1. Личность человека социальной профессии, связанной с экстремальными условиями деятельности характеризуется специфическими особенностями ценностно-смысловой сферы. Выбор профессий данной модальности определяется высоким уровнем развития интегральной смысловой саморегуляции, в профессиональной направленности личности мотивов самореализации и самоактуализации со специфической способностью человека на различных коммуникативных уровнях пребывать в полноценном контакте с другими людьми и организовывать различные пространства решения различных жизненных проблем и противоречий.
2. Деформации личности сотрудников социальных профессий под влиянием профессиональной деятельности обнаруживают специфические разнонаправленные изменения. Преобладание агармонических и аддиктивных компонентов в содержательно-смысловой и мотивационно-динамической составляющих смысловой сферы личности социальных работников деформирует профессиональную траекторию эффективности их деятельности, снижает уровень активности личности и субъективного контроля.
3. Важным фактором деформации личности, работающей в социальной сфере, будет эмоциональное выгорание, проявляющееся в дегуманизации, понижении самооценки своей компетентности. Оно проявляется в чувстве опустошенности, исчерпанности своих профессиональных ресурсов, в возникновении равнодушного или даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы (дегуманизация); в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности (снижении рабочей продуктивности); все более упорной мысли о том, чтобы оставить работу; неспособности концентрировать внимание; ригидном мышлении, сопротивляющемся изменениям; в усилении подозрительности и недоверчивости; в циничном порицающем отношении к больным и нуждающимся в помощи; в негуманном отношении к ним, менталитет жертвы; озабоченность собственными потребностями и личным выживанием.
4. Наиболее существенные изменения, под влиянием эмоционального выгорания, обнаруживаются в центрациях смысловой сферы, так как сама специфика деятельности такого специалиста все время апилирует к ее духовно-нравственному развитию, особенностям ее ценностных ориентации. Это проявляется в эгоценрации, группоцентрации, просоциальной центрации и соответственно отражается в системе
самоотношения, отношения и оценке других людей, социальных программ и общественных инициатив.
5. Сотрудники социальных профессий в зависимости от уровня эмоционального выгорания имеют различные деформации ценностно-смысловой сферы, Выявленные позитивные и негативные тенденции изменения личностных характеристик сотрудников социальных профессий следует учитывать при разработке программ психологического сопровождения их служебной деятельности, особенно в экстремальных ситуациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы из 154 источников и 4 приложений. Работа иллюстрирована рисунками, диаграммами, таблицами.