Взаимосвязь эмоционального выгорания и мотивации достижения в деятельности учителя
Проведен сравнительный анализ современных теоретических подходов к проблемам эмоционального выгорания
и мотивации достижения личности, эмпирически изучены особенности выраженности мотивации достижения и эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ, установлена взаимосвязь между рассматриваемыми параметрами.
Возникновение проблемы эмоционального выгорания первоначально как социальной проблемы, а затем и исследовательской, было обусловлено тем мощным отрицательным эффектом, который оно оказывало на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов. Наиболее отчетливо его последствия ощущались в профессиях «человек - человек», где основным предметом труда являлись человеческие проблемы и трудности (учителя, медицинский персонал, социальные работники, психологи и и т.д.).
Синдром выгорания, наряду с другими разновидностями профессионального стресса, вызывает появление депрессивных настроений, чувства беспомощности и бессмысленности своего существования. В такие минуты так хочется зайти на сервис бесплатных объявлений о работе, такой как Slando, и, что называется из рук в руки, найти себе другого работодателя и вообще уйти из школы навсегда. Также приводит к низкой оценке своей профессиональной компетентности, что, в конечном итоге, сказывается на работоспособности человека, приводя к снижению продуктивности деятельности. Наряду с эмоциональным выгоранием проблема мотивации достижения также является достаточно актуальной, так как в современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Под мотивацией достижения понимают внутреннее и устойчивое стремление человека к достижению успеха. Мотивация достижения обеспечивает становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить мешенные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения. А. Маслоу отмечает, что каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Потребности в признании связаны с достижениями и престижем. Удовлетворение потребности в признании порождает у индивида чувство уверенности в себе, ощущение собственной значимости, силы, адекватности, осознание того, что он полезен и необходим в этом мире. Из всего нише сказанного вытекает проблема: существует ли взаимосвязь между эмоциональным выгоранием и мотивацией достижения в деятельности учителя.
Проблема эмоционального выгорания стала предметом научного анализа в середине 60-х годов XX века, благодаря многочисленным исследованиям зарубежных психологов М. Burish, Н. Fredenberger, а в последнее десятилетие повысился интерес к проблеме выгорания и со стороны отечественной исследователей (В. В. Бойко, Н.В. Гришина, А.А. Рукавишников, М.М. Скугаревская, В.Е. Орел и др.).
Целью эмпирического исследования является определение взаимосвязи между эмоциональным выгоранием и мотивацией достижения в деятельности учителя. Объект исследования: эмоциональное выгорание и мотивация достижения. Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального выгорания и мотивации достижения у учителей общеобразовательных школ. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что чем выше мотивация достижения, тем ниже эмоциональное выгорание в деятельности учителя. Эмпирическое исследование проводилось в октябре-ноябре месяце 2009 года. В исследовании участвовали учителя-предметники старших классов общеобразовательной школы.
Исследование проводилось с использованием опросника психического выгорания для учителей, разработанного А.А. Рукавишниковым и методики измерения потребности достижения успеха, разработаной Т. Элерс. Опросник психического выгорания для учителей позволяет диагностировать психическое выгорание среди учителей, т.е. устойчивое, прогрессирующее, негативно окрашенное явление, которое характеризуется психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе и потерей профессиональной мотивации. С помощью опросника А.А. Рукавишникова можно выявить подверженность «психическому выгоранию» учителей. Кроме того, результаты данной методики позволяют сделать вывод об основных параметрах выгорания. Опросник выделяет основные параметры выгорания: психоэмоциональное истощение, личностное отдаление (отчуждение), профессиональная мотивация.
Рейтинг
Похожие статьи
1:
Маркетинг и его сущность
Основное назначение маркетинга состоит в определении нужд потребителя и поиска таких способов их удовлетворения, которые обеспечивают наивысшую ценность, качество и сервис производимой продукции. Люди всех специальностей используют приемы маркетинга ...
2:
Влияние личности учителя на взаимоотношения с учениками
Личность учителя - это условие формирования личности ученика. (Д. Лиханов) Вопросами психологии о взаимодействии учителя и ученика в нашей стране занимались следующие учениые: Кузьмина, Мудрик, Фельдштейн, Марковаю Сухомлинский отмечал: личность учит...
3:
К проблеме природы морали в учении И. Канта: философско-антропологический анализ
Этика Иммануила Канта представляет собой своеобразную метафизику нравов . Кант анализирует природу и содержание моральных норм, которые по его мнению, одинаково способны и необходимо должны соответствовать сущностной природе человека, метафизическим ...
4:
«Год учителя в сети интернет»: инновационные технологии в сфере социального проектирования
10 марта 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым был издан Указ о проведении в 2010 году Года учителя. Интерес к ситуации, сформированной реформами в сфере образования, означает, в первую очередь, внимание к проек...
5:
Потребность учителей в информационном обеспечении нововведения
Проблема информационного типа потребность учителей в информационном обеспечении нововведения отмечена зарубежными педагогами США и Германии. В России данное затруднение не было заложено как отдельное при проведении эксперимента В.С. Елагиной. Однако ...