Мой сайт Вторник, 17.06.2025, 18:36
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Июль » 1 » Психолого-педагогические условия профилактики с
02:27
 

Психолого-педагогические условия профилактики с

Автореферат диссертации по теме "Психолого-педагогические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников"

На правах рукописи

ПАПАНОВА Ольга Анатольевна

003448ЬЬ5^

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

19.00.07 - педагогическая психология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

1 б опт 2008

Курск-2008

003448562

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет»

Научный руководитель

кандидат психологических наук, доцент Тарабаева Виктория Борисовна

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор Криулина Александра Александровна

кандидат психологических наук, доцент Москаленко Светлана Валерьевна

Ведущая организация ГОУ ВПО «Курский институт

социального образования (филиал) Российского государственного социального университета»

Защита состоится «20» октября 2008 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.104.03 при Курском государственном университете по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д.ЗЗ.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Курского государственного университета по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, Д.ЗЗ.

Автореферат разослан «{?» сентября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета / ' Сухих Н.А.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В последние годы интерес к процессу профессионализации на этапе обучения возрос в связи с изменением стратегий, моделей, содержания образования, усилением тенденций личностно-ориентированного подхода в образовании, в том числе и профессионального. Профессиональное обучение становится всё более гибким, отвечающим потребностям личности.

Структурно-динамическое развитие субъекта профессиональной деятельности осуществляется в пространстве трёхмерной модели личности профессионала, задаваемой измерениями теоретических внешних требований профессии, ожидаемых личностных характеристик и реальных личностных примеров профессиональной деятельности.

В настоящее время предметом активного изучения стали психологические особенности профессионального становления будущих менеджеров, предпринимателей, государственных служащих. Исследования, посвященные социальным работникам, встречаются значительно реже.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена важностью проблемы повышения качества профессиональной подготовки социальных работников на этапе обучения в вузе, а также сложностью и малой изученностью психологических особенностей профессии социального работника.

Особую, наиболее значимую группу представляет молодое поколение социальных работников, получивших и получающих образование в настоящее время. Важно не только снабдить студентов набором знаний, умений и навыков, но и помочь им научиться преодолевать возникающие проблемы, связанные со специфическим влиянием профессии на личность.

Специфика профессии социального работника заключается в его благородной, но тяжёлой миссии: решая проблемы других, считая это своим профессиональным долгом, с одной стороны, и своим предназначением, с другой, социальный работник помогает социально дезадаптированным людям и обществу освободиться от негативных явлений. Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, социальный работник поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только эмоционально зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.

В широком смысле профессиональное воспитание - это функция трудовой и общественной жизни: в узком смысле - функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов - социальных работников, гуманистически ориентированных, способных осуществлять

свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.

Независимо от разновидности исполняемой работы труд социального работника относится к группе так называемых «помогающих» профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом.

Профессия "социальный работник" сопряжена со специфическим риском, потому что в своей деятельности он имеет дело с неблагополучными, переживающими стресс, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берёт на себя моральную ответственность.

Неблагоприятные условия труда влекут за собой различные нарушения, деформации и профессиональные болезни. Практика показывает, что процесс трудовой деятельности в ситуациях особого риска может приводить к снижению, как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентации в

Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жёсткими требованиями, которые возлагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их.

К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности социального работника относятся: состояния психической напряжённости, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящими к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистическим настроениям.

Профессиональные деформации в ряде случаев могут возникать по причине самой специфики деятельности. Социальные работники подвержены риску возникновения у них так называемого синдрома "сострадательной усталости", выражающегося в безразличии и депрессии. Другим проявлением деформации личности, вызванной теми же условиями, могут стать равнодушие, чёрствость, цинизм.

Характерно, что представители профессий типа "человек - человек", постоянно работающие с людьми, в том числе и социальные работники, подвержены опасности профессиональной деформации больше, чем представители профессий других типов. Это вызвано тем, что общение с другими людьми обязательно включает и их воздействие на социального работника. Вследствие эмпатии и сопереживаний клиенту, социальный работник принимает на себя особенности личности и проблемы партнёра по общению, что является небезопасным для его психического здоровья. Исследователями отмечается, что синдром эмоционального выгорания, возникающий при этом, приводит к негативным последствиям, таким как ухудшение психического и физического здоровья, нарушение системы межличностных отношений, снижение эффективности профессиональной деятельности, развитие негативных установок по отношению к коллегам, клиентам и др.

Изучению проблемы синдрома эмоционального выгорания посвящено значительное количество работ в зарубежной науке и практике (C.MasIach, S. Jakson, 1981; Е. Aronson, A. Pines, 1983; S. Walker, M. Cole, 1989; C.MasIach, M.P. Leiter, 1997 и др.). He так глубоко изучен данный феномен в отечественной психологии (В.В. Бойко, 1996; В.Е. Орёл, 2001; Е.С. Старченкова, 2002 и др.). Однако полученные данные являются весьма противоречивыми. Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома, уточнение факторов, обусловливающих его формирование в процессе возрастного и профессионального развития с целью разработки научно обоснованных программ профилактики и коррекции.

Недостаточная разработанность данной проблемы, её практическое значение послужили основанием для выбора темы исследования -«Психолого-педагогические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников». Выявление того, как происходит профессиональное становление будущих социальных работников в период вузовской подготовки, позволит более глубоко понять психологические механизмы возникновения проблем в профессиональной деятельности и наметить пути их коррекции.

Цель нашего исследования заключается в выявлении психолого-педагогических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников в процессе обучения в вузе.

Объектом исследования выступает синдром эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников при их включении в практическую деятельность.

Предметом исследования является психолого-педагогические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников в процессе обучения в вузе при включении в практическую деятельность.

Гипотеза исследования:

- при включении студентов, будущих социальных работников в практическую деятельность они сталкиваются с противоречием между требованиями, предъявляемыми профессией, и объективной невозможностью их выполнить, что оказывает деформирующее влияние на профессиональное самосознание и влечёт за собой возникновение синдрома эмоционального выгорания;

- к психолого-педагогическим условиям профилактики синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников относятся следующие:

1) получение в ходе изучения спецдисциплин психологических знаний, которые обеспечивают определённый уровень психологической культуры, включающий знания о синдроме эмоционального выгорания, его следствиях и причинах;

2) включение студентов в практическую деятельность на этапе вузовского обучения позволяет формировать у них реалистичное

представление о своей будущей профессиональной деятельности, что способствует снижению выраженности проявлений синдрома эмоционального выгорания;

3) включение студентов в реализацию специально разработанной программы профилактики синдрома эмоционального выгорания является одним из необходимых условий его профилактики.

Задачи исследования:

- систематизировать опыт изучения проблемы синдрома эмоционального выгорания в контексте профессиональной подготовки в отечественной и зарубежной психологии;

- изучить механизмы психологической защиты личности у студентов, будущих социальных работников при включении в практическую деятельность;

- выявить специфику возникновения синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников в процессе профессионального воспитания (при включении в практическую деятельность);

- изучить образ "Социального работника" и образ "Клиента" в структуре профессионального самосознания студентов, будущих социальных работников;

- разработать и реализовать со студентами в процессе обучения программу по профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Методологической и теоретической основой работы являются общенаучный методологический принцип системной организации психики (Б.Г. Ананьев, 1977; Б.Ф. Ломов, 1984; В.Д. Шадриков, 1982), экзистенциально-гуманистические концепции развития человека (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев,

A. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт), концептуальные представления о закономерностях развития субъекта профессиональной деятельности (В.А. Петровский, 1996; Е.А. Климов, 1996; А.К. Маркова, 1996), принципы педагогики и психологии высшего образования (С.Д. Смирнов, 1995; И.А. Зимняя, 1995), а так же базовые подходы к изучению синдрома профессионального выгорания (C.Maslach, A. Pines, 1982; В.В. Бойко, 1996;

B.Е. Орёл, 2001), подходы к изучению профессиональных деформаций личности (P.M. Грановская, 1988; Э.Ф. Зеер, 1997).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:

- для организации исследования применён сравнительный метод и метод поперечных срезов;

- для сбора данных использовались психологическое тестирование, анкетирование, корреляционное исследование, эксперимент;

- для обработки данных применялись количественный и качественный анализ, методы математической статистики.

В качестве основных диагностических процедур использовались: Методика измерения эмоционального "выгорания" (синдром "выгорания") в профессиях системы "человек-человек"; Опросник для исследования системы

психологической защиты, имеющий название Индекса жизненных стилей (LSI); Тест "Завершение предложений"; Тест "Оценка уровня самоактуализации".

Экспериментальной базой нашего исследования выступили студенты, обучающиеся по специальности "Социальная работа", первого, третьего, пятого годов обучения очной формы и - пятого, шестого курсов заочной формы обучения Белгородского государственного университета в количестве 150 человек.

Основные этапы исследования:

1. Поисковый (2003 - 2005 годы). Анализ литературы по проблеме исследования, определение его цели и задач, выбор объекта и предмета исследования, разработка плана и инструментария, выдвижение первичных гипотез. Подготовка и проведение констатирующего эксперимента, посвященного изучению психологических особенностей студентов -социальных работников в условиях включения в практическую деятельность. Анализ результатов констатирующего эксперимента, проверка и уточнение гипотез.

2. Экспериментальный (октябрь 2006 - июнь 2007 года). Разработка и постановка формирующего эксперимента, посвященного формированию у студентов психологических знаний и умений по преодолению негативного влияния профессиональной деятельности на личность.

3. Теоретико-обобщающий (2007 год). Теоретический анализ результатов исследования. Обобщение и оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования. Обоснована и подтверждена теоретическая и практическая важность изучения синдрома эмоционального выгорания в контексте профессионального обучения. Раскрыта специфика сущности и проявления синдрома эмоционального выгорания с учетом возрастных особенностей и этапа профессионального становления. Установлена взаимосвязь проявления психологических защитных механизмов личности и уровня психологической грамотности специалиста.

Теоретическое значение работы заключается в обобщении и конкретизации представлений о синдроме эмоционального выгорания, его симптомах в контексте профессионализации, о характере детерминации синдрома эмоционального выгорания индивидуальными психологическими особенностями. Выявлены особенности профессионального становления студентов, будущих социальных работников в процессе обучения (от младших курсов до старших курсов). Исследованы и описаны в работе личностные изменения, происходящие у студентов в зависимости от длительности обучения и включённости в практическую деятельность. Получены значимые для вузовской педагогической психологии данные об особенностях профессиональной подготовки социальных работников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что по результатам исследования разработана специальная программа

профилактики возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается общим методологическим подходом к изучению синдрома эмоционального выгорания, использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; корректным применением методов математической обработки данных; репрезентативностью выборки испытуемых, возможностью воспроизведения экспериментальной программы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Синдром эмоционального выгорания представляет собой сложное струюурное, динамическое образование, которое формируется уже на этапе обучения будущего специалиста в вузе при его постепенном включении в практическую деятельность.

2. Данный феномен представляет собой, с одной стороны, результат негативного воздействия профессиональных стрессоров на личность специалиста, с другой - форму защитной психологической реакции личности от профессиональной деформации.

3. С целью профилактики синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников необходима реализация следующих психолого-педагогических условий:

- наличие возможности на этапе вузовского обучения заниматься практической деятельностью во время учебных практик;

- изучение дисциплин специализации, дающих психологические знания будущими социальными работниками, включающие знания о синдроме эмоционального выгорания, его следствиях и причинах;

- реализация специально разработанной программы профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Апробация результатов исследования. Основные положения по проблеме исследования докладывались на всероссийских (четвёртой Всероссийской Ыегпе1-конференции (с международным участием) «Потенциал личности: комплексная проблема», Тамбов, 2005; Всероссийской конференции «Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России», Смоленск, 2006) и международных конференциях (Международной научно-практической конференции «Государственное управление и местное самоуправление в реформируемом обществе», Белгород, 2004; Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», Москва, 2004, 2005; четвёртой Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Дружининские чтения», Сочи, 2005).

Внедрение результатов осуществлялось в следующих направлениях:

- материалы, полученные в результате исследования проявления синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников при включении в практическую деятельность, внедрялись в

практику работы со студентами 2-5 курсов социально - теологического факультета БелГУ.

- на основе полученных результатов разработан психологический практикум «Профессиональная деятельность и стресс» для студентов специальности «Социальная работа».

- результаты работы по исследованию синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников при включении в практическую деятельность отражены в 7 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа проиллюстрирована 5 рисунками, 12 таблицами, имеет 3 гистограммы. Перечень используемой в диссертации литературы составляет 188 наименований, в том числе 27 на иностранном языке.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, описывается степень ее разработанности, формулируется цель задачи, объект и предмет исследования, определяются гипотеза, положения, выносимые на защиту, раскрывается новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические аспекты исследования синдрома эмоционального выгорания» на основе анализа психологической литературы характеризуется современное состояние проблемы профессионального выгорания. В работе рассматриваются подходы отечественных (Т.В. Форманюк, 1994; В.В. Бойко, 1996, H.H. Цуканов, 2002 и др.) и зарубежных авторов (Е. Аронсон, А. Пайнс, К. Маслач, С. Джексон, М. Лейтер) к определению структуры синдрома эмоционального выгорания (Таблица 1). Так же анализируются точки зрения исследователей на природу возникновения синдрома эмоционального выгорания и варианты его профилактики (В.В. Бойко, В.Е. Орёл, А. БЛеоновой, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, К. Кондо, П. Торнтона, Р. Плутчика, Н. Келлермана, X. Конте).

Профессиональный стресс - многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. Связанные с работой стрессовые факторы способствуют развитию проблем со здоровьем.

Анализ факторов, обуславливающих формирование синдрома эмоционального выгорания, позволил объединить их в две группы факторов: индивидуальные и особенности содержания и условий работы.

К индивидуальным относятся социально-демографические (возраст, пол, образование, семейное положение, стаж работы), личностные

особенности (выносливость, локус контроля, стиль сопротивления, самооценка, нейротизм, экстраверсия).

В организационных факторах выделяются условия работы, рабочие нагрузки, дефицит рабочего времени, продолжительность рабочего дня, содержание труда, число клиентов, острота их проблем, глубина контакта с клиентами, участие в принятии решений, самостоятельность в своей работе, обратная связь.

Таблица I

Фазы (стадии) формирования синдрома эмоционального выгорания

(по данным различных исследователей)

Исследователи Фазы (стадии) формирования синдрома эмоционального выгорания

М Буриш, 1994 1 фаза Предупреждающая 2 фаза Снижение уровня собственного участия по отношению к сотрудникам 3 фаза Эмоциональные реакции 4 фаза Деструктивное поведение 5 фаза Психосоматические реакции 6 фаза Разочарование

Дж Эделвич, А. Бродски, 1980 1 этап Энтузиазм 2 этап Стагнация 3 этап Фрустрация 4 этап Апатия

ВВ. Бойко 1 фаза Напряжение 2 (| Резис (сопрот даа тенция ивление) 3 фаза Истощение

СВ Филина, 2003 1 стадия На уровне выполнения функций, произвольного поведения 2 стадия Снижение интереса к деятельности, потребности в общении 3 стадия Собственно личностное выгорание

Относительно способов профилактики синдрома эмоционального выгорания отметим, что, по мнению Водопьяновой Н.Е., «с синдромом выгорания может столкнуться каждый специалист, в особенности работающий в сфере «помогающих» профессий. Создание профилактических и «обновляющих» программ с цель помочь «выгорающим» работникам -очень перспективное дело. Основной симптом выгорания - эмоциональное истощение - возможно ослабить посредством обучения определённым навыкам копинга. Для снижения (или профилактики) эмоционального

истощения необходимо совершенствование коммуникативной компетентности. При воздействии на выгорание в группе (при тренингах) труднее подаются коррекции два других его компонента - деперсонализация и редукция персональных достижений».

В результате работы с научной литературой по проблеме исследования, мы сделали следующие выводы:

- социальная работа представляет собой интегративный, универсальный вид деятельности, цель которой - удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (прежде всего, социально незащищенных) слоев населения;

- в процессе включения в практическую деятельность, уже на этапе вузовского обучения будущие специалисты в области социальной работы подвергаются воздействию профессиональных стрессоров, что ведёт к развитию у них синдрома эмоционального выгорания.

- в нашей работе мы придерживаемся взгляда на синдром эмоционального выгорания, при котором он понимается как сложное, структурное, динамическое образование, которое является негативным эффектом профессионализации и характеризуется эмоциональным истощением, формированием негативных установок по отношению к коллегам и клиентам, развитием негативного отношения к себе, своим профессиональным достижениям.

- для успешной деятельности социального работника, помимо необходимых знаний, умений и навыков, не менее существенно понимание того, что его собственные психологические ресурсы и возможности небезграничны;

В работе со студентами необходимо:

- формирование у студентов реалистического образа будущей профессии, что способствует снижению негативных реакций при включении в практическую деятельность и снижению вероятности формирования синдрома эмоционального выгорания;

- создание необходимого уровня психологических знаний, что способствует использованию специалистами более эффективных механизмов психологической защиты, и ведёт к купированию развития и проявления симптомов эмоционального выгорания.

Во второй главе «Изучение психолого-педагогических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников» представлена программа квазиэкспериментального изучения особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у студентов при включении в практическую деятельность. Наиболее распространённой является трёхкомпонентная модель синдрома "выгорания" американских исследователей К. Маслач и С. Джексон. В соответствии с данной моделью, "выгорание" понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений.

При проведении нашего исследования мы придерживались трёхмерной модели данного синдрома, используя соответствующую методику.

Основная роль действующей психологической защиты - это примирение индивида с существующей реальностью в острых ситуациях фрустрации доминирующей мотивации. Каждый человек в таких ситуациях пользуется определёнными наборами психологических защит. Механизмы защиты функционируют таким образом, что примирение человека с реальностью происходит за счёт постоянного искажения воспринимаемой и оцениваемой информации.

Система нормативна в том случае, если в разных жизненных ситуациях человек использует психологические защиты, адекватные ситуации. Наличие ряда наиболее используемых психологических защит обеспечивает человеку необходимую гибкость поведения и социальную пластичность.

В настоящее время в России наиболее известным является опросник Плутчика - Келлермана - Конте, имеющий название Индекса жизненных стилей (LSI), с помощью которого можно исследовать напряжённость основных восьми психологических защит. В настоящей работе поставлен акцент на изучение иерархии системы психологической защиты и на оценку напряжённости каждой из измеряемых защит.

Техника словесных ассоциаций. Тест «Завершение предложений». Ассоциативный эксперимент является одним из старейших приемов экспериментальной психологии, а также наиболее разработанной техникой семантического анализа. Этот метод обсужден в работах Е.Ю. Артемьевой, В.Ф.Петренко.

Главным преимуществом ассоциативного эксперимента является его простота, удобство применения. Недостатком метода является его чувствительность к фонологическому и синтаксическому сходству, что ведет к обусловленности большей части ассоциаций речевыми штампами, клише.

Так как тест «Завершение предложений» является вариацией техники словесных ассоциаций, то они часто между собой сравниваются преимущественно в пользу первого. Тест «Завершение предложений» уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он представляет индивиду большую свободу и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента. Он выявляет скрытые потребности, чувства, установки и стремления, которые субъект не хочет или не может распознать или выразить в прямом обращении.

Обычно тест не содержит инструкций, кроме одной: «Дополните эти предложения по возможности быстро». Этот тест обычно не является стандартизированным и редко трактуется с количественной точки зрения. Он может проводиться как с группой, так и индивидуально.

Для исследования образов "Социального работника" и "Клиента" у студентов нами был выбран вариант теста "Завершение предложений", представляющий собой два предложения, которые необходимо дополнить различными фразами. При формулировании основных частей предложений мы ориентировались на следующие критерии:

1) наиболее удачная интеграция ключевого слова-стимула в основную часть предложения;

2) ответ должен контролироваться как можно меньше первоначальной фразой, чтобы субъект имел свободу выражения;

3) общее время, выделяемое на тест, не должно превышать периода, удобного с точки зрения университетского расписания занятий.

В конечном итоге бланк предлагаемого испытуемым теста включал: собственно основную часть предложения и свободные строчки для ответов.

Оценка уровня самоактуализации. Самоактуализация, по мнению А. Маслоу, - Это "потребность человека стать тем, кем он способен стать". Человек, достигший высшего уровня своих потребностей, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. I

Для определения уровня самоактуализации мы использовали опросник А. Шостром "Самоактуализация личности". Тест в адаптированном варианте включает в себя 14 шкал и 126 пунктов. Каждый пункт содержит два альтернативных суждения, одно из которых должно быть в обязательном порядке выбрано испытуемым как в наибольшей степени соответствующее его взглядам и убеждениям.

Методика позволяет оценить основные параметры самоактуализации личности, такие как «Ориентация во времени» и «Поддержка». Показатель «Ориентация во времени» отражает возможности человека жить «здесь и сейчас», не ориентируясь на собственное прошлое, и не жить только мыслями о будущем. Параметр «Поддержка» позволяет судить о доминировании внутренней или внешней мотивации личности при самореализации.

Данная методика позволяет диагностировать такие важные в нашем исследовании параметры как отношение к себе (шкалы «Самоуважение», «Самопринятие», «Синергичность», «Сензитивность») и отношение к окружающим (шкалы «Взгляд на природу человека», «Принятие агрессии», «Контактность»), оценивать такие составляющие самоактуализирующейся личности как ценностные ориентации, уровень познавательных потребностей и другие. Данные параметры самоактуализации, по нашему мнению, помогают справиться человеку с синдромом эмоционального выгорания при включении в практическую деятельность.

Наше экспериментальное исследование проходило в три этапа:

- психосемантический анализ образа «Социальный работник» и «Клиент» в структуре профессионального самосознания студентов, будущих социальных работников;

- эмпирическое исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания и механизмов психологической защиты при включении студентов в практическую деятельность;

- формирующий эксперимент по повышению психологической грамотности студентов для преодоления синдрома эмоционального выгорания при включении в практическую деятельность.

Обратимся непосредственно к результатам исследования. Образ "Клиента", как и образ "Социального работника" интегрирован в сознании испытуемых и имеет достаточно высокий уровень когнитивной сложности. Однако, образ "Клиента" имеет более выраженную негативную окраску, усиливающуюся в связи с длительностью обучения и погружением студентов в практическую деятельность.

По результатам исследования с помощью данной методики отсутствуют такие негативные моменты как неприятие образа "Социального работника" и/или образа "Клиента" студентами. Принятие данных образов как типажей-стереотипов представителей своей будущей профессиональной среды способствует сохранению гармонии "Я" - "Я профессионал», а значит, увеличивает адаптивные возможности личности, её способность к самореализации.

Это подводит нас к ещё одному важному моменту в анализе диады "Социальный работник - Клиент". Этот аспект в исследовании особенностей формирования позитивных тенденций в структуре самосознания заключается в необходимости учёта возможных "профессиональных деформаций" личности в процессе обучения при включении в практическую деятельность и поиске возможностей повышения толерантности молодых специалистов к возникновению синдрома эмоционального выгорания и других деструкций.

На втором этапе исследования нами были проанализированы показатели эмоционального выгорания у студентов 1-го, 3-го и 5-го курсов специальности «Социальная работа», а также студентов-заочников 5 и 6 курсов специальности «Социальная работа».

Синдром эмоционального выгорания в нашей работе в свете наиболее распространённой трёхкомпонентной модели представлен следующими параметрами: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений. Рассмотрим подробно каждый из них.

Наибольшее количество высоких значений по параметру «Эмоциональное истощение» выявлено на 3 курсе. Наименьшее количество высоких значений по данному параметру - на 5 курсе очного отделения. Существуют статистически значимые различия между группами 5-го и 3-го курса очного отделения. Следовательно, к пятому курсу уровень эмоционального истощения снижается по сравнению с третьим курсом.

Наибольшее количество высоких значений по параметру «Деперсонализация» выявлено в группе заочного отделения. Наименьшее количество высоких значений по данному параметру выявлено в группе 3-го курса очного отделения. Выявлены значимые различия по параметру «Деперсонализация» в группах 5-го и 3-го курса очного отделения, т.е. к 5-му курсу уровень деперсонализации повышается по сравнению с 3-м курсом.

Наибольшее количество высоких значений по параметру «Редукция личных достижений» выявлено в группе студентов заочного отделения. Наименьшее количество высоких значений редукции личных достижений выявлено в группе 5-го курса очного отделения.

Статистически значимых различий по данному параметру в группах выявлено не было.

Рассмотрим подробнее использование механизмов психологической защиты студентами различных курсов. Конечно, каждый человек в зависимости от ситуации пользуется разными механизмами психологической защиты, однако существуют приоритетные для него механизмы, которые мы и рассматриваем в данной части нашей работы. Процентное соотношение доминирующих механизмов психологической защиты представлено в таблице 2.

Таблица 2

Процентное соотношение доминирующих механизмов психологической защиты.

Механизмы психологической защиты X курс, % 3 курс, % 5 курс, % ЗО, %

Вытеснение 0 6,45 4,5 8,57*

Регрессия 2,5 3,23 4,5 14,29*

Замещение ' 2,5* 0 0 0

Отрицание 10* 9,68 4,5 5,71

Проекция 55* 38,7 54,6* 42,86

Компенсация 20 22,58* 18,3 11,43

Гиперкомпенсация 5 0 4,5 5,71*

Рационализация 5 19,36* 9,1 11,43

-наибольшая представленность механизма психологической защиты в выборке

В целом по выборке 47,66% студентов в качестве доминирующего механизма психологической защиты используют механизм проекции, 17,97% - механизм компенсации, 10,94% - рационализацию, 7,81% - отрицание, 6,25% - регрессию, 4,69% - вытеснение, 3,9% — гиперкомпенсацию и только 0,78% - замещение.

Включение студентов, будущих социальных работников в практическую деятельность сопровождается следующими негативными изменениями: редукцией личных достижений, усилением негативных механизмов психологической защиты (вытеснение, регрессия, замещение), более негативным восприятием окружающих. Положительными сторонами включения студентов в практическую деятельность являются усиление познавательных потребностей и использование более эффективных механизмов психологической защиты, таких как проекция и рационализация.

Формирующий эксперимент проводился в течение учебного года. Контингент испытуемых был представлен студентами третьего курса дневного отделения Белгородского государственного отделения, обучающихся по специальности «Социальная работа». Общее количество студентов, принявших участие в формирующем эксперименте — 28 человек. Контрольная группа состояла из 33 человек студентов третьего курса

социально-теологического факультета Белгородского государственного университета специальности «Социальная работа».

Программа рассчитана на 104 часа, из которых:

- 48 часов групповых занятий — по 2 часа в течение 8 недель по 3 занятия в неделю; '

- 56 часов индивидуальных консультаций, из расчета 2 часа

на 1 студента.

Чтобы выявить, какое влияние оказала предложенная нами программа повышения психологической грамотности студентов для преодоления синдрома эмоционального выгорания при включении их в практическую деятельность, мы проанализировали значимость различий показателей эмоционального выгорания, механизмов психологической защиты и параметров самоактуализации личности на момент начала и конца эксперимента. Перед началом эксперимента необходимо было установить актуальный уровень выраженности синдрома эмоциональногр выгорания в исследуемых группах, а также особенности механизмов психологической защиты и составляющих самоактуализации. Для этого было произведено изучение и сравнительный анализ показателей групп по выделенным нами параметрам. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис I Сравнительный анализ показателей экспериментальной и контрольной групп до проведения формирующего эксперимента

Таким образом, изучаемые группы до начала эксперимента не имели статистически значимых различий ни по одному из изучаемых нами параметров.

Для того чтобы рассмотреть вопрос об эффективности предложенной программы повышения психологической грамотности студентов, необходимо сравнить итоговые показатели эмоционального выгорания,

защитных механизмов и параметров самоактуализации в экспериментальной и контрольной группах.

Чтобы выяснить, что происходит со студентами при включении их в практическую деятельность без участия экспериментатора, были проанализированы данные контрольной группы на начало и конец эксперимента. Результаты изменений, произошедших в контрольной группе за два месяца практики отражены на рисунке 2.

Рис. 2 Сравнительный анализ изменений, произошедших в контрольной группе в ходе эксперимента

Чтобы выявить, какое влияние оказала предложенная нами программа повышения психологической грамотности студентов для преодоления синдрома эмоционального выгорания при включении их в практическую деятельность, мы проанализировали значимость различий показателей эмоционального выгорания, механизмов психологической защиты и параметров самоактуализации личности на момент начала и конца эксперимента. Статистическая значимость различий устанавливалась на основе ^критерия Стьюдента. Значимые результаты проведенного анализа представлены на рисунке 3.

Эмоциональное истощение выражено сильнее в контрольной группе, в которой не проводилось специальное обучение студентов навыкам саморегуляции и самоанализа. Они более уязвимы в эмоциональном плане, чем студенты экспериментальной группы. Редукция личных достижений в конце эксперимента имеет большую выраженность в контрольной группе, чем в экспериментальной. Студенты контрольной группы после прохождения практики были склонны к негативному оцениванию себя, своих достижений и успехов в практической деятельности. Следовательно, две из составляющих трехмерной модели К. Маслач и С. Джексона по итогам формирующего эксперимента представлены более низкими значениями в экспериментальной группе.

Рис 3 Сравнительный анализ изменений, произошедших в экспериментальной группе в ходе эксперимента

В экспериментальной группе тенденция к преобладанию негативных механизмов при включении в практическую деятельность была снята за счет увеличения показателей такого эффективного механизма защиты как гиперкомпенсация.

Среди параметров самоактуализации наибольшие различия в экспериментальной и контрольной группах отмечены по параметру «Взгляд на природу человека». Кардинальные изменения в восприятии окружающих людей характеризуются тем, что в экспериментальной группе восприятие в ходе эксперимента стало более позитивным, а в контрольной - более негативным. Экспериментальная и контрольная группы имеют статистически значимые различия по параметру «принятие агрессии».

В плане изменений в личностной сфере в ходе эксперимента были выявлены статистически значимые различия в экспериментальной и контрольной группах по следующим параметрам: подцержка, самопринятие, познавательные потребности. Таким образом, в экспериментальной группе студенты в большей мере ориентированы на внутренние мотивы, на самих себя. И эта ориентация была сформирована в ходе эксперимента, поскольку в контрольной группе таких изменений не зафиксировано. По итогам программы в экспериментальной группе показатели познавательных потребностей значительно выше, чем в контрольной, что свидетельствует об усилении познавательных интересов при режиме полного благоприятствования для саморазвития. Экспериментальная и контрольная группы имеют статистически значимые различия по параметру самопринятия. Это свидетельствует о более адекватной оценке и принятии студентами экспериментальной группы своих достоинств и недостатков, а также успехов и неудач в практической деятельности (Рисунок 4).

Показатели эмоционального выгорания.

1 Эмоциональное истощение -

2 Редукция личных достижений -1=-2,3

Механизмы психологической защиты:

1 Вытеснение-1=-2,07

2 Регрессия -1=-3,16

3 Замещение -1=-2,18

4. Гиперкомпенсация -1=2,4_

Показатели самоактуализации-1. Поддержка -1=2,52

2 Самопринятие -1=4,29

3 Взгляд на природу человека-1=8,3 5

4. Принятие агрессии -1=4,014

5. Познавательные потребности - {=3,64_

Рис 4 Сравнительный анализ показателей экспериментальной и контрольной групп после эксперимента

По результатам исследования мы можем сделать выводы, что

- Образ "Клиента", как и образ "Социального работника" интегрирован в сознании испытуемых и имеет достаточно высокий уровень когнитивной сложности. Однако, образ "Клиента" имеет более выраженную негативную окраску, усиливающуюся в связи с длительностью обучения и погружением студентов в практическую деятельность;

- включение студентов, будущих социальных работников в практическую деятельность сопровождается следующими негативными изменениями: редукцией личных достижений, усилением негативных механизмов психологической защиты (вытеснение, регрессия, замещение), более негативным восприятием окружающих;

- под влиянием авторской экспериментальной программы профилактики синдрома эмоционального выгорания стало возможным определить, что к положительным сторонам включения студентов экспериментальной группы в практическую деятельность относятся: усиление познавательных потребностей и использование более эффективных механизмов психологической защиты, таких как проекция и рационализация.

- так же в ходе эксперимента в экспериментальной группе была сформирована ориентация студентов в большей мере на внутренние мотивы, на самих себя, в контрольной группе таких изменений не зафиксировано;

В целом эффективность авторской программы подтверждена в плане снижения пократелей эмоционального истощения, нивелирования редукции личных достижений и более полного и адекватного принятия себя; проявления более эффективных механизмов психологической защиты, руководства собственными внутренними мотивами и повышением познавательных потребностей. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в нашем исследовании, что позволило создать более

га е-к « а 5

1 § = § § й-а я

та о, о. о

полную систему повышения психологической грамотности студентов для преодоления синдрома эмоционального выгорания при включении в практическую деятельность.

В заключении диссертации изложены выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

В настоящее время в нашей стране резко возросла потребность в квалифицированных специалистах в области социальной работы с населением. В широком плане социальная работа может быть определена, как особый вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

В узком смысле социальная работа - это такая деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции и реабилитации. Социальный работник выступает связующим звеном между людьми и государством.

Для того чтобы эффективно работать и помогать другим людям, социальный работник должен быть способен преодолевать те психологические трудности, с которыми связана его профессиональная деятельность и общение, чтобы иметь возможность защитить себя от развития синдрома эмоционального выгорания.

Вот почему осуществление мероприятий профессиональной подготовки и отбора кадров имеет на данный момент высокую значимость. Особенно важен этап вузовской подготовки специалистов в области социальной работы, когда активно формируются профессиональные знания, умения и навыки, создаётся образ представителя своей профессии.

Однако, теоретический анализ позволил установить, что в процессе профессиональной подготовки, при включении в практическую деятельность развиваются как позитивные, так и негативные эффекты, одним из которых является «синдром эмоционального (профессионального) выгорания».

Многочисленные трактовки и определения синдрома эмоционального выгорания могут быть объединены тем, что в них данный феномен рассматривается как особое психологическое образование, характеризующее состояние человека в профессиональной деятельности и его отношение к ней.

Синдром эмоционального выгорания рассматривается в нашей работе как сложное, структурное, динамическое образование, которое является негативным эффектом профессионализации и характеризуется эмоциональным истощением, формированием негативных установок по отношению к коллегам и клиентам, развитием негативного отношения к себе, своим профессиональным достижениям.

В исследовании выявлен динамичный характер формирования синдрома эмоционального выгорания. Установлено, что, чем больше будущие социальные работники включены в практическую деятельность, тем сильнее выражены у них симптомы эмоционального выгорания.

Также нами было определено, что при включении студентов будущих социальных работников в практическую деятельность, как способ защиты личности от негативного влияния на неё профессии, у будущих специалистов вырабатываются механизмы психологической защиты личности.

Было установлено, что наличие психологических знаний у студентов, будущих социальных работников оказывает оптимизирующее влияние на характер выработки механизмов психологической защиты личности, способствуя использованию более продуктивных (высших) защитных механизмов.

Полученные результаты являются информационной основой для разработки целенаправленных программ психологического сопровождения социальных работников в процессе профессионализации на этапе обучения в вузе.

Основное содержание исследования отражают публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях по перечню ВАК:

1. Папанова, О. А. Синдром эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников и способы его профилактики [Текст] / О. А. Папанова // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 9. - С. 49-54. (0,4 пл.)

а также следующие публикации автора:

2. Папанова, О. А. Психологические особенности образа факультета у студентов БелГУ [Текст] / О. А. Папанова // Ломоносов-2004 : материалы XI междунар. науч. конф. студентов аспирантов и молодых ученых, Москва, 12-15 апр. 2004 г. - М., 2004. - Секция «Психология». - С. 60-61. (0,31 пл.)

3. Папанова, О. А. Развитие профессионального самосознания как один из факторов эффективности профессиональной деятельности социальных работников [Текст] / О. А. Папанова // Государственное управление и местное самоуправление в реформируемом обществе : материалы междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 27-28 апр. 2004 г. / БелГУ, Департамент федер. гос. службы занятости населения по Белгор. обл., Запорож. гос. ун-т, Харьков, гос. ун-т; науч. ред.: И. Э. Надуткина, М. А. Джаман, В. Т. Посохов и др. - Белгород, 2004. - С. 300-305. (0,29 пл.)

4. Папанова, О. А. Совершенствование форм педагогической работы при обучении специалистов-социальных работников в вузе [Текст] / О. А. Папанова // Ломоносов-2005 : материалы XII междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Москва, 12-15 апр. 2005 г. - М., 2005.-С.288-289. (0,11 пл.)

5. Папанова, О. А. Динамика образа мира у студентов-социальных работников в процессе обучения в ВУЗе [Текст] / О. А. Папанова // Дружининские чтения : сб. материалов IV междунар. науч.-практ. конф.,

Сочи, 5-7 мая 2005 г. / под ред. С. Н. Тесля, И. Б. Шуванова, С. В. Киктева. -Сочи, 2005. - С. 178-180. (0,17 пл.)

6. Папанова, О. А. Проблемы кадрового обеспечения государственной и муниципальной службы. Социальный работник как профессионал / О. А. Папанова // Потенциал личности: комплексная проблема : материалы четвертой всерос. Internet-конф., Тамбов, 7-9 июня 2005 г. / отв. ред. Е. А. Уваров. - Тамбов, 2005. - С. 187-190. (0,29 пл.)

7. Папанова, О. А. Влияние профессии на личность социального работника [Текст] / О. А. Папанова // Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России : материалы всерос. конф. / науч. ред. Т. И. Лобачева. - Смоленск, 2006. - С. 225-229. (0,24 пл.).

Подписано в печать 15.09 2008 Гарнитура Times New Roman Формат 60x84/16. Уел п. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 196 Оригинал-макет подготовлен и тиражирован в издательстве Белгородского государственного университета 308015, г Белгород, ул Победы, 85

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидат психологических наук , Папанова, Ольга Анатольевна, 2008 год

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования синдрома эмоционального выгорания.

1.1. Социальная и психологическая специфика профессии социального работника.

1.2. Теоретические аспекты исследования синдрома эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе.

1.3. Условия развития синдрома эмоционального выгорания.

1.4. Основные признаки (симптомы) синдрома эмоционального выгорания. Способы профилактики развития синдрома.

1.5. Психологические особенности процесса обучения студентов, будущих социальных работников в вузе.

Глава 2. Изучение психолого-педагогических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников.

2.1. Организация и методы исследования.

2.2. Анализ и обобщение результатов исследования синдрома эмоционального выгорания в процессе практической деятельности студентов.

2.2.1. Образ "Социального работника" и образ "Клиента" в структуре профессионального самосознания студентов, будущих социальных работников.

2.2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей синдрома эмоционального выгорания и механизмов психологической защиты при включении студентов в практическую деятельность.

2.3. Формирующий эксперимент: программа проведения и результаты.

2.3.1. Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников.

2.3.2. Результаты формирующего эксперимента.

Введение диссертации по психологии, на тему "Психолого-педагогические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников"

В последние годы интерес к процессу профессионализации на этапе обучения возрос в связи с изменением стратегий, моделей, содержания образования, усилением тенденций личностно-ориентированного подхода в образовании, в том числе и профессионального. Профессиональное обучение становится всё более гибким, отвечающим потребностям личности [37, 42].

Система профессионального образования построена как многоуровневая и преемственная. Главный критерий эффективности образовательного процесса - качество подготавливаемых профессионалов-специалистов. Среди важнейших условий и факторов, определяющих это качество, находятся и социально-психологические [63].

Структурно-динамическое развитие субъекта профессиональной деятельности осуществляется в пространстве трёхмерной модели личности профессионала, задаваемой измерениями теоретических внешних требований профессии, ожидаемых личностных характеристик и реальных личностных примеров профессиональной деятельности [3, 54].

В настоящее время предметом активного изучения стали психологические особенности профессионального становления будущих менеджеров, предпринимателей, государственных служащих. Исследования, посвященные социальным работникам, встречаются значительно реже [9, 16, 55, 102, 103, 113, 106, 153, 161].

Особенно интересен, на наш взгляд, этап вузовской профессиональной подготовки, где студенты ещё только готовятся к профессиональной деятельности, но уже формируется профессиональное самосознание, центральным компонентом которого является осознание себя как субъекта профессиональной деятельности [25, 143, 157].

Бурно изменяющиеся социально-экономические, политические условия, нестабильность положения человека в обществе, его социальная и экономическая незащищённость и уязвимость делают сегодня профессию социального работника одной из наиболее востребованных [73, 75, 123].

Особую, наиболее значимую группу представляет молодое поколение социальных работников, получивших и получающих образование в настоящее время. Важно не только снабдить студентов набором знаний, умений и навыков, но и помочь им научиться преодолевать возникающие проблемы, связанные со специфическим влиянием профессии на личность [36, 44].

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена важностью проблемы повышения качества профессиональной подготовки социальных работников, а также сложностью и малой изученностью психологических особенностей профессии социального работника.

Специфика профессии социального работника заключается в его благородной, но тяжёлой миссии: решая проблемы других, считая это своим профессиональным долгом, с одной стороны, и своим предназначением, с другой, социальный работник помогает социально дезадаптированным людям и обществу освободиться от негативных явлений. Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, социальный работник поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только эмоционально зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.

В широком смысле профессиональное воспитание - это функция трудовой и общественной жизни: в узком смысле - функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов - социальных работников, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях п

Просмотров: 1283 | Добавил: morwoughe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz