За чей счёт банкет?
или
Выгорание
эмоционального ресурса руководителя
Почему в России умирает малый бизнес?
От чего эмоционально выгорают владельцы бизнеса?
Эпиграф:
- Папа, ты когда придёшь домой, мы поиграем?
- Сынок, сегодня у меня срочная работа, понимаешь, нужно одну проблему решить и …
- Хорошо, а завтра?
- Завтра я тоже не могу, понимаешь, там... в общем, работа, сынок...
- Папа, а когда ты будешь жить?...
Из подслушанного автором разговора

Возможно, вы когда-нибудь видели, как владелец бизнеса или руководитель пытается сохранить доход или добиться его роста, и при этом делает это
НЕ за счёт персонала и развития самостоятельности компании, а за счёт себя?
За счёт своих усилий, своих способностей, свих талантов, своего времени и здоровья...
И у него
Это Получается!
И выглядит эта штука так, что Дела Идут В Гору!
Ощущение, что компания богата! Но, так ли это?...
Не во всех, но в некоторых компаниях я видел такое, что рано или поздно наступает момент, когда одного руководителя уже не хватает на всё, и от этого вместе с доходом растёт:
- Нежелание работать
- Желание расслабляться
- Недоверие к людям
- Внутреннее напряжение
- Приверженность к вредным навыкам в управлени
Теряется самый важный ресурс руководителя эмоциональный!
Нет радости от работы, мечты - всё дальше, и смех становится не смехом, а саркастичной усмешкой и подтруниванием над самим собой:
Да, все мы когда-то мечтали.... Но жизнь, она, знаете ли... Поживите, увидите сами...
И автору, когда он был ребёнком, не очень-то хотелось вступать в такую жизнь. Как-то не радовала такая перспектива. А детство, чем ближе оно было к Настоящей взрослой жизни, хотелось растянуть подольше…
Что такое - богатая компания?
Это не только наличие финансов, хороший офис, большие фонды и высокая платежеспособность. Хотя это, конечно, является главным показателем её богатства. Вопрос в следующем:
За чей счёт банкет?
По мнению многих успешных людей, и по моему личному наблюдению, богатая компания имеет высокий боевой дух. То есть: высокую способность справляться с трудностями и общими проблемами.
Это выражается в том, как компания относится к проблемам, как воспринимает трудности, какова реакция людей в компании на появление внешних помех или барьеров. В значительной степени это зависит от того:
Как ведёт себя владелец бизнеса!?
Или
Как ведут себя руководители этого бизнеса!?
Простой пример: Маленького мальчика спрашивают:
- Как тебя зовут?
Он открывает рот, собираясь что-то сказать. Возможно, это не легко в первый раз (он совсем еще маленький и никогда раньше не называл свое имя сам), но он намерен пробиться сквозь трудности. Но... Тут мама, видя, что ему нелегко, «облегчает» ему задачу, и говорит:
- Петя! - с радостной улыбкой на лице, слегка извиняясь за то, что мальчик не может пока сам.
Ребёнка это удивляет и расстраивает: «Я мог бы сам!» Но мама этого «не слышит», так ведь «принято».
И теперь самое интересное: Через пару недель они идут с мамой и встречают знакомого. Он спрашивает ребенка:
- Как тебя зовут?
И мальчик, даже не попытавшись ответить, молча смотрит на маму, а та как автоответчик (я извиняюсь за сравнение, но это правда):
- Петя! - На что мальчик удовлетворенно кивает головой... Дело сделано!
Я наблюдаю такие примеры сотнями. И не стоит удивляться: откуда берётся несамостоятельность детей.
Хорошо, а чем этот пример отличается от ситуации в бизнесе?
Да ни чем!
Это практически идентичные ситуации. И самое страшное в том, что сами руководители этого - просто не видят! Это стало нормой.
Они, эти руководители - они везде! В каждой дырке! В каждой проблеме! В каждой трудной ситуации! И они там не только во время работы, но и вне работы!
Они думают, что они спят или смотрят кино...
На самом деле: они «Решают не решённые персоналом проблемы», глядя на экран или сидя в бане!
И вот результаты этого, вот в чём беда:
Когда нужно напрячься (а бизнес регулярно может требовать таких действий) все дружно смотрят на руководителя:
Ну, шеф, настало Ваше время! Ваш выход, Маэстро!
И Маэстро выходит....
Но... Выходить сначала нравится. А потом всё больше и больше – нет. И внимания этому уделяется всё больше и больше. А сил со времнем - всё меньше и меньше. И тогда временами мелькает шальная мысль:
А персонал-то мне зачем?
Но привычки, привычки… Ведь так было всегда. И что уж теперь менять-то, и...
А менять можно и нужно! Иначе напряжение станет настолько высоким, что уже ни денег, ни бизнеса такого не захочется!
А мысль о расширении и развитии бизнеса только расстраивает! Хотя раньше - радовала. И есть куча объяснений, почему:
- Расширяться сейчас не время
- Пока ещё не время расширяться
- А потом: Теперь уже не время…
Время, господа! Время!
Время расширяться и стать более свободными!
Мы это делаем, помогая нашим клиентам. Каждый день, раз разом, и неизменно - успешно.

Вернёмся к главному - к боевому духу компании. Иногда он может быть таким:
Когда будет трудно, появится Он. Кто это «Он»? В разных компаниях по-разному.
Хуже всего, когда «Он» - это хозяин бизнеса
И такие правила уживаются в компании и делают компанию бедной - Навсегда!
А что ещё чаще, и это вижу лично я:
Руководитель или владелец компании всеми своими силами, навыками и действиями
Оберегает компанию от трудностей!
Он придумывает и создаёт обходные пути: Для «облегчения непосильного труда в своей компании»!
Примеров - миллион! И самые обычные - это обвешанные надписями «Salе» витрины магазинов, низкое качество обслуживания в кафе и ресторанах, объяснения клиентам, почему им не предоставлено вовремя. Всё это - попытки облегчить "тяжкий труд персонала", который на самом деле можно было обучить услугам и продажам.
Пожалуйста, очень прошу вас, воспримите моё послание так, как оно написано:
Это не вина персонала! Они рады были бы работать (80 % из них - точно)!
Это действия и ответственность Руководителей!
При всём этом я их люблю и сам таковым же и являюсь. Нам просто нужно изменить кое-что и всё будет хорошо. Изменить вот это:
Выращенная руководителем «бедность» человеческих ресурсов - и вызывает истощение компании!
Она - как пустыня. В ней нечего взять, кроме талантливого руководителя.
Клиент приходит и понимает, что его проблемы может решить только сам Босс. По-настоящему решить. Персонал же будет разводить руками и что-то мямлить насчёт обстоятельств и трудных условий рынка.
И когда в эту компанию приходит новый сотрудник, он понимает, что учиться здесь можно только одному:
Ныть и говорить про высокие цены и конкурентов
Или делать недовольное лицо, когда получаешь маленькую зарплату... А навыки или способности для того, чтобы вырасти и духовно, и профессионально? Здесь это не модно. Здесь другая мода. И законодатель этой моды хозяин компании.
Вон он бегает... озабоченный и серьезный. И он всегда чему-то учится... ЕМУ ведь надо…
Может и жестко конечно, не обижайтесь, сам таким был. И для вас написал свою программу - «Пять причин нестабильного дохода». С любовью к вам, пониманием и уважением.
Вот пример из нашей практики:
Начальник отдела продаж руководит пятью менеджерами. В работе с клиентами случаются ситуации, когда менеджеры сообщают ему о клиентах, не желающих покупать, о том, что конкуренция высока и многие клиенты уходят к другим.
Это воспринимается руководителем, как предложение поучаствовать в разрешении этих ситуаций. Он обладает высокой ответственностью за доход и работу отдела продаж, и поэтому принимает эти проблемы как свои. Большинство из них он улаживает, а то, что не получается уладить, оставляет как нерешенную задачу и старается этому научиться в свободное время, если оно вообще есть. Все бы ничего, он даже становится хорошим специалистом, но...
Какие правила работы или успешные действия у менеджеров этой компании? Чему они будут учиться и какие навыки развивать у себя? Да, вы правы, они будут учиться тому, как быстрее привлечь внимание руководителя для решения своих «проблем», которые на самом деле являются просто неспособностью общаться с клиентами. У них всегда есть два пути:
Первый путь: Понять, что эти трудные ситуации с клиентами и есть их личные задачи, и принять их как свои. А отсюда и необходимость обучения этим навыкам (таким же, какие есть у руководителя) и желание научиться этому. Жёстко научиться, так чтобы не вылетело потом, ведь «делать-то это мне».
А то, знаете, приходят учиться к нам, а упражнения делать не хотят (а у нас их раз по 80-100 надо сделать, чтобы стабильность появилась). Почему не хотят? А потому что «делать-то все равно не я буду, а начальник, если что».
Другой путь: Ничего не предпринимать, глядя как будет вести себя шеф, и делать виноватое и старающееся лицо: вот ведь... черт возьми, ну никак не получается! И шеф придёт и… либо сам сделает, либо скажет:
Да… Ну ладно, что же делать, давайте как-нибудь...
Короче: проблема принята, как не решаемая, и теперь
Это стало не решаемой проблемой компании – Навсегда!
А если это не начальник отдела продаж, а хозяин компании? Вот и всё....
Это "мелочи", из которых складывается:
- Выгорание нужных и ценных для страны людей – учредителей, владельцев бизнеса, хороших управленцев, директоров, руководителей отделов;
- Выгорание компаний;
- Уменьшение способностей сотрудников, которые начинают меньше себя уважать, больше ворчать, требовать денег и искать условия, где лучше платят. А могли бы...
А ведь это легко изменить!
Вы даже не представляете, как себя чувствуют наши выпускники и в бизнесе и в семье. Да вон они ходят, спросите у них сами, они расскажут.
Они изменились!
Навсегда!
Это статья моего друга Андрея Сизова - автора уникальной системы сохранения малого бизнеса в Росси и его развития, о которой подробнее можно узнать на сайте http://www.prodavay.ru/
Нижеподписавшиеся:
Это выпускники программы «Пять причин нестабильного дохода», которые готовы подтвердить, что вышесказанное - правда. Они могут искренне порекомендовать эту программу, и готовы подписаться под тем, что Программа окупается и даёт больше свободы, уверенности в будущем и возможности для расширения.
Это далеко не все выпускники наших программ, а только те, кто согласен на использование их имени для помощи предпринимателям, которым она нужна. Это не является обязательным для всех наших выпускников и сделано по предложению инициативной группы выпускников:
Ф.И.О. (бизнес, вид деятельности, по желанию) – услуга – город – возможный контакт – для вопросов или получения информации от первого лица:

1. Головин Алексей Иванович, учредитель компании ТД «Петралайн-Той» - оптовая продажа игрушек, г. Санкт-Петербург. Тренинговая программа «Пять причин нестабильного дохода».
2. Чигвинцева Юлия Валентиновна, зам. директора по финансам и экономике ООО «Радиан», производство изделий из пластмасс. Тренинговая программа «Пять причин нестабильного дохода», «Работа Инструктора». г. Ижевск, тел 89124637471, (3412) 917511
3. Жданов Павел Викторович, учредитель группы компаний, производство мягкой и корпусной мебели, тренинговая программа «Пять причин нестабильного дохода», «Работа инструктора», г. Ижевск, 89128567423.
4. Черепанова Ольга Олеговна, Еделев Валерий Борисович, «Модный дом», сеть магазинов женской одежды, тренинговая программа «Пять причин нестабильного дохода», «Работа инструктора», «Богатый продавец», г. Ижевск, 89127671651.
5. Липина Наталья Валерьевна, ООО "Сантус”, начальник отделения квалификации, тренинговые программы: «Пять причин нестабильного дохода», «Работа инструктора», «Богатый продавец», santus-class@mail.ru, г. Ижевск.
6. Степанов Владимир Рафаилович, сетевой маркетинг, тренинговая программа «Пять причин нестабильного дохода», «Работа инструктора», г. Ижевск, 89090606886
7. Перескоков Алексей Михайлович, директор компании ООО «Пневмоавтоматика», производство и продажа гидравлических станций, гидравлических цилиндров, тренинговая программа «Пять причин нестабильного дохода», г. Ижевск, 89128563280
8. Клинова Галина Анатольевна, директор компании «Фатум», производство сумок, тренинговая программа «Пять причин нестабильного дохода», г. Ижевск, 89128517285
9. Лопатина Галина, совладелец компании ЗАО «Сотчи» - сеть салонов сотовой связи, тренинговая программа «Пять причин нестабильного дохода», г. Новокузнецк, 89133331919, angelseleste@mail.ru.
10. Парменов Олег Евгеньевич, учредитель и генеральный директор группы компаний «Эльдорадо-ЛТД», продажа оборудования, промышленных цепей, шумоизоляция. Тренинговая программа «Пять причин нестабильного дохода», г. Нижний Новгород, 8(831)4326053, parmenovoleg@rambler.ru.
11. Паламарчук Алексей, учредитель Ярославской Мебельной Компании - оптовая и розничная продажа мебели. Тренинговая программа «Пять причин нестабильного дохода», г. Ярославль, 8(485)2580298, a.palamarchuk@mebel-76.ru.
12. Тарасов Александр Викторович, Генеральный директор ООО «БИОС-Н» – водоочистительная компания. Тренинговая программа «Пять причин нестабильного дохода», г. Нижний Новгород, 8(831) 2780088, Bios-t@yandex.ru.
13. Шмидт Владимир Викторович, руководитель отдела продаж, "IT SERVICE” - Компьютерный Сервис. Тренинговые программы: «Пять причин нестабильного дохода», «Инструктор», «Богатый продавец», Санкт-Петербург - +79215534080, (812) 9430639, 613040@gmail.com
14. Бабушкина Ирина (Лидер сетевой компании "Mary Kay”) - тренинговая программа «Пять причин нестабильного дохода», г. Санкт-Петербург, моб.: 89531404236, ibabyshkina@mail.ru
15. Леонов Александр Николаевич, владелец, генеральный директор ООО «Торговый дом Снегири» - ресторанная сеть. Тренинговая программа «Пять причин нестабильного дохода», г. Юрга, 8(838451)40150, leonov@tdsnegiri.ru
Тезисы практического выживания.

Авторский проект Сергея Мурзаева
Как выжить в современной России? Беседы с сыном.
Построй своё Я – с большой буквы!
Немного эстрады.
Похожие материалы: